Мать-одиночку уволили из-за отсутствия официального статуса
Медсестра одной из можайских больниц была уволена в связи с сокращением штата. Поскольку сотрудница воспитывает малолетнего ребенка, перед увольнением работодатель запросил в органах соцзащиты сведения о наличии у нее статуса одинокой матери – для решения вопроса о возможности сокращения.
Для справки: в соответствии с ч. 4 ст. 261 Трудового кодекса РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя с одинокой матерью, воспитывающей ребенка до 14 лет, не допускается.
Соцзащита сообщила, что статуса одинокой матери у женщины нет, и работодатель ее уволил. Сотрудница обратилась в суд.
Первая инстанция: нет статуса матери-одиночки – увольнение законно
Первая инстанция сочла увольнение законным. По мнению судьи, закон не допускает расторжения трудового договора именно с одинокой матерью. Тогда как истица официально таковой не является.
Апелляция и кассация: официальный статус не нужен
Апелляция, а за ней и кассация встали на сторону уволенной сотрудницы. Обе коллегии обратили внимание на то, что по данным соцзащиты уволенная медсестра воспитывает малолетнего ребенка, с отцом которого разведена. Алименты от бывшего мужа она не получает.
Само по себе отсутствие статуса одинокой матери не делает возможным увольнение сотрудницы по инициативе работодателя, поскольку в соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного суда от 28.01.2014 № 1 одинокими матерями признаются в том числе женщины, фактически в одиночку воспитывающие ребенка. В рассматриваемой ситуации имеет место именно такой случай: сотрудница осуществляет обязанности по воспитанию и содержанию ребенка одна, так как отец участия в этом не принимает.
При таких обстоятельствах увольнять медсестру нельзя, так как она полностью подпадает под действие ч. 4 ст. 261 ТК РФ.
Кроме того, судьи напомнили, что в силу п. 23 и 29 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2, обязанность по доказыванию наличия законного основания для увольнения при рассмотрении споров о восстановлении на работе лежит на работодателе. Тогда как последний обосновать свою позицию не смог.
В результате медсестра восстановлена в должности.