Пошаговая инструкция по инвентаризации перед годовой отчетностью

07.12.2021
0
Команда СП

Согласно п. ст. 11 закона «О бухучете» от 06.12.2011 №402-ФЗ абсолютно все организации вне зависимости от организационно правовой формы обязаны провести годовую инвентаризацию всего имущества и обязательств в срок не позднее 31.12.2021 года. Если этого не сделать, при проверке фискалы могут признать данные бухгалтерской отчетности недостоверными и выписать штраф за нарушения правил ведения бухучета (ст. 120 НК РФ). Чтобы этого не случилось, изучите нашу инструкцию и сделайте все по пунктам:

Шаг 1

Издайте приказ о проведении инвентаризации в произвольной форме или используя унифицированную форму ИНВ-22. Скачать форму  можно здесь. Если вы используете ИНВ-22, можете этим же документом назначить инвентаризационную комиссию, если нет постоянно действующей. В приказе укажите срок проведения ревизии, перечень проверяемых объектов и обязательств.

Шаг 2

Запросите расписки от всех материально-ответственных лиц (МОЛ) о том, что они сдали в бухгалтерию все приходные и расходные документы.

Шаг 3

Проверьте наличие, состояние и оценку активов и обязательств сплошным методом. Если в процессе инвентаризации выявлены активы, непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, составьте отдельную опись с указанием причин, которые привели этот объект к непригодности, чтобы принять решение об их списании или продаже.

ВНИМАНИЕ! Если в регионе введены ограничительные меры в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, допустимо проводить ревизию с применением альтернативных способов выявления фактического наличия или отсутствия остатков имущества, например, при помощи видео- и фотофиксации в режиме реального времени, когда по месту его нахождения присутствуют отдельные члены комиссии (письма Минфина от 25.02.2021 № 07-01-09/12927, от 24.12.2020 № 02-07-07/113668).

Шаг 4

Оформите результаты проведения ревизии соответствующими документами:

  • сличительные ведомости (можно применять унифицированные формы ИНВ-18 и/или ИНВ-19 или бланк, разработанные самостоятельно);
  • инвентаризационные описи и акты, объединяющие показатели описей (актов) и сличительных ведомостей (формы ИНВ-10, 11, 15, 16);
  • ведомость учета результатов инвентаризации (форма ИНВ-26);
  • протокол заседания комиссии (составляйте в произвольной форме), в котором зафиксируйте предложения по зачету излишек и недостач, выводы и решения по результатам проведенной ревизии;
  • приказ об утверждении результатов инвентаризации. 

Все бумаги должны быть подписаны материально-ответственными лицами и членами комиссии.

Шаг 5

Отразите результаты инвентаризации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата проведения ревизии:

  • спишите недостачи;
  • оприходуйте излишки;
  • зачтите пересортицу;
  • спишите устаревшее имущество, непригодное к использованию.

Зафиксируйте полученные данные в годовой бухгалтерской отчетности.

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Оставить комментарий