Ускорение инфляции вызвало рост ключевой ставки ЦБ РФ
25.10.2024 г. руководство ЦБ повысило ключевую ставку на 2 % (с 19 до 21 %), ухудшив инфляционные ожидания. В 2025 г. не удастся достичь желаемых 4 %, поскольку темп ценового роста будет 4,5–5 %. Инфляционный прогноз в этом году изменился в худшую сторону: с 6,5–7 % до 8–8,5 %.
Глава ЦБ пояснила, что инфляционный прогноз был повышен из-за планируемой индексации тарифов и увеличения бюджетного дефицита на 2024 г. на 1 трлн руб. Инфляция не сбавляет темпов, несмотря на жесткую денежно-кредитную политику. В сентябре рост цен (с учетом сезонности) достиг 9,8 % после 7,5 % в августе. Инфляционный прессинг максимальный с начала 2024 г., экономика перегрета, спрос опережает предложение. Замедление же бизнес-процессов связано не с уменьшением спроса, а с дефицитом предложения.
Бизнесмены продолжают наращивать займы, используя льготные кредиты и государственную поддержку, что является отрицательным для инфляции фактором. Нехватка кадров ведет к быстрому росту оплаты труда.
Имеют место высокие инфляционные ожидания, достигшие в октябре максимальных 13,4 %. Инфляционные ожидания устойчивы, поскольку рост цен уже 4 года не укладывается в 4 %-ный таргет. Так как достигнуть ожидаемого торможения инфляции не удалось, ЦБ изучает возможность дальнейшего повышения ставки, то есть свыше 21 %, такая вероятность может возникнуть после очередного заседания в декабре.
Что мешает снизить инфляцию
Руководство ЦБ заявило, что говорить о неэффективности высоких ставок некорректно, поскольку, по его мнению, при более низком уровне инфляция была бы выше нынешних показателей. Оно признало, что некоторые факторы провоцируют слабое реагирование, среди них:
- устойчивые инфляционные ожидания,
- стимулирующая бюджетная политика,
- агрессивное кредитование банков,
- «проблемы в коммуникации» ЦБ в начале 2024 г.
ЦБ спрогнозировал возможность понижения ключевой ставки после замедления инфляционных темпов, но многие поняли это как готовность снизить ставку. Это перегрело экономику и ускорило рост цен, подытожила Набиуллина, заверив, что впредь они будут отвечать на проинфляционные риски «еще более консервативно».
Руководство ЦБ также упомянуло успешные вариации стабилизации монетарной политики при высоких бюджетных издержках, например, в США в 70-е гг., когда ФРС уменьшила инфляционные темпы, повысив ставку до 19 %. Вместе с тем в североамериканской банковской системе тогда не было тождественного уровня льготного кредитования.
Мягкая денежная политика потеряла эффективность в 2022–2023 гг. Теперь ее продуктивность крайне низка или полностью отсутствует, считают эксперты.
По последнему прогнозу Центробанка, средний уровень ключевой ставки до конца текущего года будет 21–21,3 %, что предполагает повышение до 23 %. В 2025 г. ожидается диапазон 17–20%.
***
Факторов, разгоняющих инфляцию, достаточно много: перегрев экономики, в результате чего рост спроса опережает расширение предложения; планируемое увеличение тарифов ЖКХ; расширение дефицита бюджета и т.д. При этом даже высокая ставка пока не может существенно снизить объемы кредитования, поскольку бизнес и физлица активно пользуются льготными программами.
Будет ли Центробанк использовать другие рычаги влияния на инфляцию, пока неизвестно. Если же ужесточение денежно-кредитной политики останется единственной мерой, добиться существенного снижения цен будет весьма сложно. Соответственно, для достижения целевых уровней могут потребоваться и дальнейшие повышения ставки. ЦБ РФ к этому готов, Эльвира Набиуллина в своем выступлении сказала, что ограничений сверху в этом отношении не существует. Насколько к этому готовы бизнес и российские граждане?