Строгий регламент использования сервисов покупок в рассрочку предусматривает проект закона, направляемого на второе чтение парламента.
Максимальная сумма покупок с использованием таких сервисов без информирования бюро кредитных историй ограничится суммой в 50 тыс. рублей.
Для справки. BNPL-платформы вроде «Долями», «Сплит», «Плати частями» стремительно развиваются банками и онлайн-магазинами. Эти услуги отличаются простотой оформления: чтобы воспользоваться ими, зачастую нужен лишь номер мобильного телефона, тогда как оформление обычного кредита требует паспорта и заключения договора займа.
Центробанк еще с 2022 года настаивает на регулировании данного сегмента финансового рынка. Согласно новому закону, будут введены строгие условия работы участников рынка: операторы рассрочек обязаны создать специальный реестр, поддерживать минимально допустимый размер капитала в размере 5 миллионов рублей, регулярно подавать отчетность Центробанку РФ. Запрещается также взимание платы непосредственно за предоставление услуг рассрочки.
Законопроект предполагает постепенное введение изменений:
- с 1 декабря 2025 г. начинают действовать базовые нормы и положения договоров;
- с 1 апреля 2026 г. вводится ограничение суммы покупок в 50 тыс. руб., начнется передача сведений в кредитные бюро;
- начиная с 2027 г. станет обязательной регулярная отчетность перед Центральным банком, максимальный срок рассрочки сократится до четырех месяцев.
Цель регулятора заключается в снижении долговой нагрузки населения и повышении прозрачности отрасли.
***
Дело в том, что потребители по достоинству оценили особенности таких сервисов и спрос на их услуги растет высочайшими темпами. Фактически, человек получает очередной потребительский кредит (рассрочка вовсе не означает, что за пользование деньгами платить не придется, как правило, проценты в этом случае включаются в цену товара). Только в БКИ, документах банков и ЦБ РФ он как предоставление заемных средств, не отражается.
В результате долговая нагрузка населения все равно растет, а регулятор фактически не имеет рычагов влияния на этот процесс.
Законопроект предусматривает несколько этапов, по завершении которых и эта деятельность вернется в правовое поле. Для добросовестных заемщиков изменения трудно назвать кардинальными: для них и сегодня рассрочка мало чем отличается от потребкредита. Зато закредитованным гражданам, которые не справляются с погашением уже действующих займов, но вовсю пользуются рассрочкой, этот канал неконтролируемого наращивания долга будет перекрыт.