Входит ли доставка в стоимость основного средства?
Включается ли доставка в стоимость основного средства в бухгалтерском учете?
Доставка включается в стоимость основного средства в бухгалтерском учете. Зачастую приобретение основного средства бывает связано с иными затратами, такими как доставка, монтаж. Согласно п. 12 ФСБУ 6/2020 и п. 9, 10 ФСБУ 26/2020 (в ред. Приказа Минфина РФ № 87н от 30.05.2022), сумма доставки входит в затраты на его приобретение. Кроме того, способ получения актива не имеет значения.
В бухгалтерском учете до ввода в эксплуатацию первоначальную стоимость объекта формируют капитальные вложения. Они складываются в том числе из следующих составляющих:
- стоимости объекта;
- цены доставки, монтажа, запуска;
- стоимости работ посредников.
Все эти затраты собираются и относятся на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». После принятия основного средства к учету счет 08 по дебетовому сальдо закрывается, вместо него открывается дебетовый счет 01. Подробнее корреспонденцию можно посмотреть в таблице:
|
Дебет |
Кредит |
Назначение операции |
|
08 |
60 |
Учтена стоимость основного средства без НДС |
|
08 |
60 (76) |
Учтены расходы на транспортировку ОС |
|
19 |
60 |
Учтен НДС по затратам, связанным с приобретением ОС |
|
01 |
08 |
Введение ОС в эксплуатацию |
Важно! В бухгалтерском учете предприятие самостоятельно устанавливает пределы по стоимости для возможности отнесения актива к основным средствам. Этот лимит прописывают в учетной политике в целях бухучета.
Включается ли доставка в стоимость основного средства в налоговом учете?
Доставка включается в стоимость основного средства в налоговом учете. Принятие к учету ОС осуществляется по его первоначальной стоимости, включающей и расходы на доставку.
Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ, к основным средствам относят активы, имеющие период полезного использования более 12 месяцев, а стоимость каждого из них должна быть больше 100 000 рублей. Из п. 1 статьи 257 НК РФ следует, что актив должен эксплуатироваться как средство труда.
Принятие к учету осуществляется по его первоначальной стоимости, формирование которой происходит из нескольких частей (за исключением НДС):
- затрат на приобретение, сооружение, изготовление;
- расходов на доставку и монтаж.
То есть и в налоговом учете доставка входит в стоимость основного средства. После введения ОС в эксплуатацию списание первоначальной стоимости осуществляется через списание амортизационных расходов.
Как документально оформить доставку ОС
Рассчитывая прибыль, бухгалтер должен иметь в наличии подтверждение всех издержек. Доказать факт доставки основного средства можно с помощью конкретных первичных документов. Каких именно, зависит от способа доставки:
1. Доставка силами продавца. В этом случае бухгалтеру должны передать товарную накладную (форма ТОРГ-12). В первичке обязательно должна быть информация о продавце и покупателе, грузоотправителе и грузополучателе.
Действительно ли с 2026 года вообще отменят товарную накладную? Ответ дали эксперты «КонсультантПлюс». Оформите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно. Если вы хотите пользоваться системой на постоянной основе, уточните ее стоимость.
Важно! Если в контракте на поставку стоимость транспортировки не вынесена в отдельную сумму, то для подтверждения факта получения груза будет достаточно наличия товарной накладной и путевого листа.
2. Самовывоз. Если покупатель самостоятельно забирает объект со склада продавца, то первичкой будут товарная накладная и путевой лист.
3. Доставка транспортной фирмой. В бухгалтерию должны передать товарные и транспортные накладные.
Итоги
Ознакомившись с данным материалом, можно понять, включается ли доставка в стоимость основного средства. Мы выяснили, что расходы по транспортировке и доставке включаются в первоначальную стоимость объекта и до ввода в эксплуатацию учитываются в виде внеоборотных активов. Учет объектов в БУ и НУ введется аналогично. У ответственного лица в наличии должны быть первичные документы, подтверждающие доставку актива.