Услуги от самозанятого - как отразить в расходах?
Оформление услуг этой категории контрагентов осуществляется так же, как отражение любых других работ. Никаких специальных правил для сотрудничества с лицами - плательщиками НПД нет. Расходы на услуги самозанятого уменьшают налог на прибыль. Важное условие: эти траты должны быть подтверждены соответствующими документами. В случае с режимом самозанятости это чек, который исполнители формируют в приложении «Мой налог» и направляют контрагентам.
Самозанятость – специальный режим для лиц, занимающихся личной трудовой деятельностью на территории РФ. Эта система налогообложения обладает массой преимуществ: относительно низкие ставки по НПД, возможность совмещения с основной работой, отсутствие необходимости перечисления страхвзносов в фонды, простая регистрация и максимально упрощенный документооборот. Важным преимуществом также является то, что с самозанятыми охотно идут на сотрудничество не только физлица, но и ИП и юрлица, так как расходы на услуги самозанятых уменьшают базу по налогу на прибыль.
Например, самозанятость выгодно оформить тем, кто занимается оказанием косметических услуг, выпечкой кондитерской продукции на заказ, фото- и видеосъемкой, сдачей в аренду недвижимости, ремонтом оргтехники и т. д.
Важнейшее условие включения оплаты услуг самозанятых в расходы - документальное подтверждение сделки. В случае с плательщиками НПД подтверждающим документом является чек. Обязанность его оформления прописана в том числе в письме ФНС от 22.12.2020 № ЗГ-3-20/8488@.
Каждый самозанятый устанавливает приложение «Мой налог». Здесь автоматически формируется вся отчетность, в том числе и чек. Документ создается в момент расчетов с контрагентом. Если оплата производится в безналичной форме, чек формируется и передается клиенту не позднее 9-го числа месяца, следующего за тем, в котором происходил расчет.
Какая же информация отражается в чеке? Прежде всего это стоимость услуги, ее наименование, а также ИНН заказчика. Такие чеки рекомендуется тщательно проверять. Любая ошибка, например неверная цифра в ИНН, может стать причиной отказа ФНС в признании оплаты услуг от самозанятого в составе расходов.
Самозанятые предоставляют чек контрагенту либо в электронной форме, либо на бумажном носителе.
Если выбран электронный формат, тут возможны два варианта:
- пересылка чека на электронную почту или мобильный заказчика в виде ссылки на этот документ в электронной системе;
- направление заказчику QR-кода, содержащего ссылку на чек в информационной системе.
Необязательным, но в некоторых случаях желательным документом при заключении сделки с самозанятыми является акт выполненных работ. В этих бланках фигурируют даты оказания услуг, что может иметь значение при определении периода признания расходов. Но определяющее значение для отнесения оплаты услуг самозанятых к расходам является все-таки именно чек.
А что же с бухгалтерскими проводками? Как отразить услуги самозанятых в бухгалтерском учете?
Здесь нет никаких различий с оформлением работ от других типов контрагентов. Возможны следующие проводки:
Дт 20, 23, 25, 26, 29, 08… Кт 60 (76)
Если самозанятый оказывает услуги, связанные с продажей товаров, используется счет 44.
Подводя итог, можно сделать вывод: услуги от самозанятого отражаются в составе расходов организации, но только в том случае, если сделка подтверждена чеком, сформированным в приложении «Мой налог».