Расходы на рекламу - это постоянные или переменные затраты?
Как определить расходы на рекламу: постоянные или переменные затраты
С одной стороны, расходы на рекламу – величина постоянная. Сумма их не зависит напрямую от объемов производства. А если речь идет о долгосрочных контрактах на размещение рекламы и фиксированных платежах, то здесь и вовсе становится очевидно: рекламные траты – расходы постоянные.
С другой же стороны, расходы на рекламу все же колеблются в зависимости от производительности компании. На стадии роста продаж необходимо привлечение все большего числа клиентов, охват новых территорий, активное распространение информации о бренде.
К тому же у отнесения рекламных расходов к переменным тратам есть такое преимущество, как гибкость. Компания может самостоятельно регулировать сумму маркетинговых издержек, руководствуясь особенностями ситуации: наличием свободных финансовых ресурсов, результатом работы компании, текущей экономической обстановкой, темпами роста бизнеса, появлением новых конкурентов и т. д.
Получается, что, хотя рекламные расходы и могут содержать в себе элементы постоянных издержек, все же на практике их чаще относят к затратам переменным.
Как признаются в налоговом учете расходы на рекламу, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет регистрации в справочно-правовой системе, получите демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Какие расходы отнести к рекламным
Издержки на рекламу – это траты на продвижение бизнеса и увеличение узнаваемости бренда. В бюджете каждого предприятия, будь то маленькая фирма или крупная компания, обязательно присутствует такая статья расходов.
Траты на рекламу могут включать следующие пункты:
- реклама через СМИ и информационные сети (в том числе через интернет);
- наружная и световая реклама (щиты, стенды, вывески, реклама на транспорте и т. д.);
- участие в рекламных мероприятиях (выставки, ярмарки);
- оформление витрин и демонстрационных комнат;
- изготовление и распространение буклетов, листовок, журналов;
- регулярное проведение акций – реализация уцененных товаров.
Все это требует вложений. Порой совсем не маленьких. Но каждый предприниматель понимает, что без рекламы бизнес не может функционировать стабильно и эффективно.
Расходы на рекламу – это постоянные или переменные затраты? Для начала стоит разобраться, чем вообще различаются эти виды издержек.
Переменные затраты – это расходы, которые напрямую зависят от объемов производства. К ним, например, относят траты на сырье и материалы, топливо, доставку товаров, оплату услуг сдельщиков и т. д. Если производственные объемы растут, увеличивается и сумма переменных расходов. И наоборот, при сокращении производства размер переменных издержек уменьшается.
Постоянные же расходы практически не зависят от объема производства. Это оплата аренды, амортизационные отчисления, оплата труда административно-управленческого персонала.
А что же рекламные расходы?
Казалось бы, прямо пропорциональной связи между рекламными издержками и объемом производства нет. Соответственно, эту статью расходов следует отнести к затратам постоянным. Однако это не всегда выгодно компании, так как реклама чувствительна к изменениям ситуации: экономической обстановке в стране, стадии развития бизнеса, выходу на рынок новых конкурентов, изменению товарного ассортимента и т. д. Все это может значительно повлиять на увеличение либо уменьшение трат на продвижение товара.
Рекламные расходы могут быть частично постоянными. Например, если компания заключает долгосрочный контракт с поставщиком маркетинговых услуг на размещение информации о бренде и ежемесячно перечисляет этой фирме фиксированные платежи. Но на практике затраты на рекламу все же чаще относят к переменным.
Траты на рекламу значительно меняются в зависимости от ситуации. На этапе роста производства фирме может понадобиться привлечение новых клиентов, чтобы реализовать весь товар и получить хорошую прибыль, а в случае финансовой нестабильности или убыточности рекламные статьи на время можно несколько урезать. На стадии продвижения нового товара требуется много рекламы, чтобы информировать и привлечь потенциальных покупателей. Когда продукт уже узнаваемый и популярный, расходы на его рекламу несколько снижаются.
Итоги
Учитывая все сказанное, можно сделать вывод: чаще всего на практике рекламные расходы все же учитываются в составе переменных издержек.