Расходы на рекламу - это постоянные или переменные затраты?

11.04.2025
0
Реклама – двигатель торговли. Без расходов на продвижение товара невозможно развитие бизнеса, привлечение новых клиентов, повышение узнаваемости бренда. Перед бухгалтерами часто встает вопрос: расходы на рекламу – это постоянные или переменные затраты? Отнесение издержек к той или иной категории важно для адекватного формирования цен, планирования стратегии бизнеса, оптимизации ассортимента продукции. В случае с рекламными расходами все определяется особенностями ситуации.
Пояснения эксперта:

Как определить расходы на рекламу: постоянные или переменные затраты

С одной стороны, расходы на рекламу – величина постоянная. Сумма их не зависит напрямую от объемов производства. А если речь идет о долгосрочных контрактах на размещение рекламы и фиксированных платежах, то здесь и вовсе становится очевидно: рекламные траты – расходы постоянные.

С другой же стороны, расходы на рекламу все же колеблются в зависимости от производительности компании. На стадии роста продаж необходимо привлечение все большего числа клиентов, охват новых территорий, активное распространение информации о бренде.

К тому же у отнесения рекламных расходов к переменным тратам есть такое преимущество, как гибкость. Компания может самостоятельно регулировать сумму маркетинговых издержек, руководствуясь особенностями ситуации: наличием свободных финансовых ресурсов, результатом работы компании, текущей экономической обстановкой, темпами роста бизнеса, появлением новых конкурентов и т. д.

Получается, что, хотя рекламные расходы и могут содержать в себе элементы постоянных издержек, все же на практике их чаще относят к затратам переменным.

Как признаются в налоговом учете расходы на рекламу, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет регистрации в справочно-правовой системе, получите демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Какие расходы отнести к рекламным

Издержки на рекламу – это траты на продвижение бизнеса и увеличение узнаваемости бренда. В бюджете каждого предприятия, будь то маленькая фирма или крупная компания, обязательно присутствует такая статья расходов.

Траты на рекламу могут включать следующие пункты:

  • реклама через СМИ и информационные сети (в том числе через интернет);
  • наружная и световая реклама (щиты, стенды, вывески, реклама на транспорте и т. д.);
  • участие в рекламных мероприятиях (выставки, ярмарки);
  • оформление витрин и демонстрационных комнат;
  • изготовление и распространение буклетов, листовок, журналов;
  • регулярное проведение акций – реализация уцененных товаров.

Все это требует вложений. Порой совсем не маленьких. Но каждый предприниматель понимает, что без рекламы бизнес не может функционировать стабильно и эффективно.

Расходы на рекламу – это постоянные или переменные затраты? Для начала стоит разобраться, чем вообще различаются эти виды издержек.

Переменные затраты – это расходы, которые напрямую зависят от объемов производства. К ним, например, относят траты на сырье и материалы, топливо, доставку товаров, оплату услуг сдельщиков и т. д. Если производственные объемы растут, увеличивается и сумма переменных расходов. И наоборот, при сокращении производства размер переменных издержек уменьшается.

Постоянные же расходы практически не зависят от объема производства. Это оплата аренды, амортизационные отчисления, оплата труда административно-управленческого персонала.

А что же рекламные расходы?

Казалось бы, прямо пропорциональной связи между рекламными издержками и объемом производства нет. Соответственно, эту статью расходов следует отнести к затратам постоянным. Однако это не всегда выгодно компании, так как реклама чувствительна к изменениям ситуации: экономической обстановке в стране, стадии развития бизнеса, выходу на рынок новых конкурентов, изменению товарного ассортимента и т. д. Все это может значительно повлиять на увеличение либо уменьшение трат на продвижение товара.

Рекламные расходы могут быть частично постоянными. Например, если компания заключает долгосрочный контракт с поставщиком маркетинговых услуг на размещение информации о бренде и ежемесячно перечисляет этой фирме фиксированные платежи. Но на практике затраты на рекламу все же чаще относят к переменным.

Траты на рекламу значительно меняются в зависимости от ситуации. На этапе роста производства фирме может понадобиться привлечение новых клиентов, чтобы реализовать весь товар и получить хорошую прибыль, а в случае финансовой нестабильности или убыточности рекламные статьи на время можно несколько урезать. На стадии продвижения нового товара требуется много рекламы, чтобы информировать и привлечь потенциальных покупателей. Когда продукт уже узнаваемый и популярный, расходы на его рекламу несколько снижаются.

Итоги

Учитывая все сказанное, можно сделать вывод: чаще всего на практике рекламные расходы все же учитываются в составе переменных издержек.

Оставить комментарий