Недостача в магазине: что делать продавцу?
Работодатель не имеет права без выяснения, виновен ли работник, и без согласия работника производить какие-бы то ни было удержания за недостачу. Если с продавца требуют согласия на удержание из заработной платы, не выясняя причин недостачи, продавец не обязан давать такое согласие.
Обратите внимание на следующие моменты:
- Работодатель может удержать сумму недостачи выше среднего заработка только с продавца, который подписал договор о полной материальной ответственности и только с письменного согласия продавца на само удержание из зарплаты (т.е. фактически работник в таком случае подписал два документа - соглашение о полной матответственности и согласие на удержание из зарплаты;
- Работодатель может по своей воле удержать с работника сумму недостачи не больше средней зарплаты, если выяснил причины недостачи и установил, что в недостаче виновен продавец.
Обратимся к нормам трудового законодательства, а именно к ст. 247 ТК РФ, которая обязывает работодателя, до того как он примет решение о возмещении ущерба конкретными лицами, провести специальную проверку, в ходе которой:
- определяется реальный размер ущерба,
- выясняются причины его возникновения.
Для такого расследования создается комиссия из специалистов компании (подробно о порядке проведения служебного расследования мы рассказывали здесь). У продавцов, которых считают виновными в недостаче, в обязательном порядке запрашиваются письменные объяснения, а при отказе предоставить такой документ, об этом составляется отдельный акт. Докладные записки можно запросить и у других сотрудников магазина.
Работодатель обязан точно выяснить размер причиненного ущерба (ст. 233 ТК РФ).
Взыскать в суде с работника недостачу, если не оформлены все надлежащие документы, работодатель не сможет (пример - Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 10.05.2018 по делу № 33-3088/2018).
Вопрос по теме: Может ли работодатель удержать зарплату с продавца за недостачу, если продавец не согласен? ПодробнееНе стоит соглашаться с выводами работодателя, если очевидно, что в недостаче виноват он сам. Например, в результате экономии на системах видеонаблюдения и контроля, в магазине происходят частые мелкие кражи, а убытки от них предъявляют персоналу. В такой ситуации виноваты не продавцы, а работодатель, не позаботившийся об охране товара (ст. 239 ТК РФ освобождает работника от ответственности, если работодательне обеспечил нормальные условия для хранения имущества).
Однако, надо быть готовым оспорить действия работодателя в суде (например, если он решит удержать сумму недостачи в пределах среднего заработка с работника)