Как рассчитать коэффициент несъедаемости в школьной столовой?

29.09.2024
0
Чтобы рассчитать коэффициент несъедаемости в школьной столовой, нужно использовать такие величины как общий объем приготовленной столовой пищи и объем съеденной пищи. Даем точную формулу расчета коэффициента несъедаемости и поясняем правила оценки результата расчета.
Пояснения эксперта:

Как посчитать коэффициент несъедаемости в школах и что это такое

«Индекс или коэффициент несъедаемости» – это относительно новое понятие, которое начало постепенно вводиться в обиход с 2020 г. В настоящее время это инструмент внутреннего и родительского контроля образовательного учреждения, а также индикатор:

  • эффективности/неэффективности школьной системы организации питания,
  • достаточности принятых мер по формированию у учащихся навыков и приверженности принципам здорового питания,
  • качества приготовления блюд,
  • рациональности режима питания,
  • наличия благоприятных условий для приема пищи и соблюдения при этом правил личной гигиены школьниками,
  • верности введенного в школе режима накрывания на столы, с учетом необходимости поддержания определенного температурного режима и свежести блюд,
  • эффективности мер родительского контроля по выявлению факторов риска уменьшения спроса на определенные продукты питания (приготовленные из них блюда) и своевременной их корректировки.

Указанная категория упоминается в методических рекомендациях МР 2.3.0316-23, утв. Роспотребнадзором 28.02.2023 г. Однако там нет правил его расчета. Термин "коэффициент несъедаемости" просто упомянут в Приложении 1 к МР 2.3.0316-23, а именно: в рекомендуемом образце анкеты, заполняемой интервьюером, как часть данных о проведении родительского контроля. Там включены следующие пункты 7.1-8 о проведении такого контроля:

  1. Регулярный с расчетом индекса несъедаемости.
  2. Есть, но без расчета индекса несъедаемости.
  3. Отсутствует.
  4. Указание среднего параметра индекса несъедаемости блюд по итогам текущего учебного года.

Сам расчет представлен в приложениях к методическим рекомендациям Роспотребнадзора MP 2.4.0180-20, утв. 18.05.2020 г.

Как рассчитать коэффициент несъедаемости в процентах

Коэффициент несъедаемости исчисляется в процентах. Таким образом, это процентный показатель несъеденной пищи от общей массы приготовленных блюд.

Методика расчета коэффициента несъедаемости такова: Кн = (Мн/Мп) x 100 %,

Где:

  • Кн – коэффициент несъедаемости,
  • Мн – вес неупотребленной пищи в граммах,
  • Мп — общий объем приготовленной пищи в граммах.

Масса приготовленной пищи определяется путем умножения массы блюда (чаще всего уже присутствует в меню) на количество порций.

Как высчитать коэффициент несъедаемости и что это дает

Коэффициент несъедаемости применяет Роспотребнадзор в качестве инструмента оценки эффективности работы школьных пунктов питания (в том числе собственных кухонь) и операторов питания. Этот же надзорный орган и определяет, как посчитать коэффициент несъедаемости правильно.

Чем ниже полученный коэффициент несъедаемости, тем, соответственно, меньше остается пищевых отходов, а значит, выше эффективность действующей системы питания. Индекс несъедаемости высчитывают и для школьного питания в целом (всей совокупности подаваемых блюд в конкретном учреждении), и в привязке к отдельным блюдам – для последующей коррекции школьного меню.

Как рассчитать коэффициент несъедаемости в столовой и оценить результаты

Оценка полученных итогов:

  • до 10 % - оптимальный показатель;
  • 10 – 30 % – зона «риска», необходимы пристальный контроль за организацией питания, анализ существующего меню и выявление проблемных блюд;
  • более 30 % – зона «высокого риска», нужны немедленные меры по оценке выдаваемой пищи с последующей корректировкой действующей системы питания в школе.

То есть индекс несъедаемости — это индикатор эффективности системы школьного питания в конкретном учебном заведении.

Оставить комментарий