Как доказать ненадлежащее качество коммунальной услуги?
Сейчас действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила). Согласно им, исполнитель (например, УК, ТСЖ, ЖСК) должен предоставлять потребителю качественные коммунальные услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг (ХВС, ГВС, водоотведение, электро- и газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами) установлены в приложении N 1 к Правилам. Там, в частности, написано про допустимые отклонения их качества.
Гражданин, который получил некачественные коммунальные услуги, имеет право на перерасчет платы за них. Но для него нужны подтверждающие документы. Получать их надо в следующем порядке.
- Если вы обнаружили нарушение качества коммунальной услуги, сообщите об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в другую службу, которую он указал. Сделать это можно устно, например, по телефону, или письменно. От вас понадобится следующая информация: ФИО, точный адрес квартиры и вид некачественной услуги.
Сотрудник службы зарегистрирует ваше обращение, назовет свои ФИО, номер обращения и время его регистрации. Если он знает, в чем причины нарушения, то сразу проинформирует вас о них и сделает пометку об этом в журнале регистрации сообщений. Если он не в курсе причин нарушения, то согласует с вами дату и время, в которую проведут проверку. - По общему правилу, проверку должны назначить не позднее 2 часов с момента, когда вы обратились с жалобой. Но с вами могут согласовать другое время. Кстати, отклоняться от него исполнитель может только в исключительных случаях.
- По итогам проверки исполнитель составляет акт. Если она подтвердит факт нарушения, то в акте указывают дату и время проведения проверки, обнаруженные нарушения качества услуги, использованные методы (инструменты) выявления нарушений, а также выводы о дате и времени начала нарушения. Если исполнителем является единая теплоснабжающая организация, при составлении акта есть ряд особенностей.
- Бывает, что при проверке факт нарушения не подтвердился. Тогда в акте указывают на отсутствие факта нарушения качества услуги. Акт оформляют по числу лиц, участвующих в проверке. При этом один экземпляр акта всегда отдают потребителю, а второй остается у исполнителя.
Нередки ситуации, когда в ходе проверки возникает спор насчет факта нарушения качества услуги. В таком случае вам с исполнителем и другими участниками проверки предстоит решить, как действовать дальше. Обычно в подобных ситуациях проводят экспертизу качества коммунальной услуги. Требовать провести ее можете вы, исполнитель или любой другой участник проверки.
Если для экспертизы нужен образец коммунального ресурса, исполнитель отбирает его и отправляет эксперту. В акте проверки указывают на это, а также приводят другие обязательные сведения. Потом исполнитель приложит к акту проверки готовое экспертное заключение, содержащее результаты экспертизы, а вам передаст его копию.
Если экспертизу можно провести на месте, в акте проверки указывают дату и время проведения повторной проверки с участием приглашенного эксперта, а также другую необходимую информацию.
Когда никто не потребовал назначить экспертизу, но спор насчет факта нарушения качества услуги не решен, назначают повторную проверку, но уже с участием представителей жилинспекции и общественного объединения потребителей. В этом случае в акте проверки пишут дату и время проведения повторной проверки.