Что такое коммерческая тайна?
Что такое коммерческая тайна
Коммерческая тайна – это разновидность конфиденциальной информации.
Главным нормативным актом, регламентирующим правоотношения в области коммерческой тайны, выступает Федеральный закон от 21.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – Закон № 98-ФЗ).
Отдельные нормы могут также устанавливаться отраслевым законодательством. Например, в рамках трудовых правоотношений коммерческая тайна, помимо Закона № 98-ФЗ, регулируется положениями Трудового кодекса РФ.
Как указано в Законе № 98-ФЗ, коммерческой тайной могут являться сведения любого характера, которые имеют какую-либо ценность для третьих лиц. Причем данные лица не должны иметь прямого доступа к нужной им информации. Обладателем информации может быть любое лицо, которое владеет коммерческой тайной на законных основаниях.
Таким образом, коммерческая тайна представляет из себя конфиденциальную информацию, которая, в силу своей неизвестности третьим лицам, имеет коммерческую ценность, обеспечивает компании определенное положение на рынке и способствует успеху в бизнесе.
Режим коммерческой тайны – это меры, которые позволяют обеспечить сохранность этой информации.
Кого затрагивает режим коммерческой тайны
Коммерческая тайна распространяется на ограниченный круг лиц. Требовать ее соблюдения можно от:
- Обладателя коммерческой тайны - лицо, которое владеет соответствующей информацией на законном основании и устанавливает в отношении данной информации режим коммерческой тайны.
- Работников обладателя коммерческой тайны, использующие сведения, составляющие коммерческую тайну, в силу своих трудовых обязанностей на основании трудового договора и локальных нормативных актов;
- Контрагентов, получивших доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, в силу договора с обладателем коммерческой тайны.
Условия доступа к коммерческой тайне устанавливает ее обладатель.
Для какой информации применяется режим коммерческой тайны
Как уже было упомянуть выше, к коммерческой тайне можно отнести сведения любого характера: производственные, технические, экономические, организационные и пр.
Если данные сведения обладают коммерческой ценностью, то их можно засекретить, то есть применить к ним специальные меры защиты - режим охраны коммерческой тайны. Список таких сведений у каждого хозяйствующего субъекта свой. В него может попасть следующая информация:
- о методах управления;
- о структуре производства, производственных мощностях, типе оборудования, запасах сырья и готовой продукции;
- об особенностях используемых и разрабатываемых технологий и специфике их применения;
- о маркетинговых исследованиях и их результатах;
- ноу-хау, торговые секреты, оригинальные идеи НИР и ОКР, новые проекты;
- о поставщиках, потребителях, подрядчиках, посредниках, которые отсутствуют в открытых источниках;
- другая информация коммерческого характера.
Компания сама определяет, что относится к коммерческой тайне, исходя из специфики своей деятельности.
Какую информацию нельзя отнести к коммерческой тайне
Однако не любая информация может быть включена в засекреченный список. Закон о защите коммерческой тайны, а именно ст. 5 этого закона, содержит перечень информации, доступ к которой нельзя ограничить. Это сведения:
- содержащиеся в учредительных документах, документах, подтверждающих факт внесения записи о юрлице в соответствующие гос.реестры;
- содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- о лицах, имеющих право действовать без доверенности от имени юрлица;
- о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;
- о задолженности по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
- о нарушении законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
- о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и т.д.;
- иные сведения, указанные в ст. 5 Закона № 98-ФЗ.
В отношении данной информации установление режима коммерческой тайны будет считаться незаконным.
Кроме того, следует учитывать существование иных законов, регулирующих вопросы доступа к определенной информации. Например, торговые организации (изготовитель, продавец) обязаны предоставлять потребителю полную информацию о товарах (ст. 10 Закона о защите прав потребителей). Строительные организации (застройщик) обязаны раскрывать информацию о каждом своем объекте капитального строительства (ст. 3.1 закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ).