Что такое коммерческая тайна?

04.10.2024
0
Коммерческая тайна - это информация, которая хранится ее владельцем в определенном порядке (порядок называется "режим коммерческой тайны") Без этого режима не может быть коммерческой тайны. Цель режима коммерческой тайны - в том, чтобы лица, использующие для работы тайную информацию, не разглашали ее.
Пояснения эксперта:

Что такое коммерческая тайна

Коммерческая тайна – это разновидность конфиденциальной информации.

Главным нормативным актом, регламентирующим правоотношения в области коммерческой тайны, выступает Федеральный закон от 21.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – Закон № 98-ФЗ).

Отдельные нормы могут также устанавливаться отраслевым законодательством. Например, в рамках трудовых правоотношений коммерческая тайна, помимо Закона № 98-ФЗ, регулируется положениями Трудового кодекса РФ.

Как указано в Законе № 98-ФЗ, коммерческой тайной могут являться сведения любого характера, которые имеют какую-либо ценность для третьих лиц. Причем данные лица не должны иметь прямого доступа к нужной им информации. Обладателем информации может быть любое лицо, которое владеет коммерческой тайной на законных основаниях.

Таким образом, коммерческая тайна представляет из себя конфиденциальную информацию, которая, в силу своей неизвестности третьим лицам, имеет коммерческую ценность, обеспечивает компании определенное положение на рынке и способствует успеху в бизнесе.

Режим коммерческой тайны – это меры, которые позволяют обеспечить сохранность этой информации.

Кого затрагивает режим коммерческой тайны

Коммерческая тайна распространяется на ограниченный круг лиц. Требовать ее соблюдения можно от:

  • Обладателя коммерческой тайны - лицо, которое владеет соответствующей информацией на законном основании и устанавливает в отношении данной информации режим коммерческой тайны.
  • Работников обладателя коммерческой тайны, использующие сведения, составляющие коммерческую тайну, в силу своих трудовых обязанностей на основании трудового договора и локальных нормативных актов;
  • Контрагентов, получивших доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, в силу договора с обладателем коммерческой тайны.

Условия доступа к коммерческой тайне устанавливает ее обладатель.

Для какой информации применяется режим коммерческой тайны

Как уже было упомянуть выше, к коммерческой тайне можно отнести сведения любого характера: производственные, технические, экономические, организационные и пр.

Если данные сведения обладают коммерческой ценностью, то их можно засекретить, то есть применить к ним специальные меры защиты - режим охраны коммерческой тайны. Список таких сведений у каждого хозяйствующего субъекта свой. В него может попасть следующая информация:

  • о методах управления;
  • о структуре производства, производственных мощностях, типе оборудования, запасах сырья и готовой продукции;
  • об особенностях используемых и разрабатываемых технологий и специфике их применения;
  • о маркетинговых исследованиях и их результатах;
  • ноу-хау, торговые секреты, оригинальные идеи НИР и ОКР, новые проекты;
  • о поставщиках, потребителях, подрядчиках, посредниках, которые отсутствуют в открытых источниках;
  • другая информация коммерческого характера.

Компания сама определяет, что относится к коммерческой тайне, исходя из специфики своей деятельности.

Какую информацию нельзя отнести к коммерческой тайне

Однако не любая информация может быть включена в засекреченный список. Закон о защите коммерческой тайны, а именно ст. 5 этого закона, содержит перечень информации, доступ к которой нельзя ограничить. Это сведения:

  • содержащиеся в учредительных документах, документах, подтверждающих факт внесения записи о юрлице в соответствующие гос.реестры;
  • содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  • о лицах, имеющих право действовать без доверенности от имени юрлица;
  • о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;
  • о задолженности по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  • о нарушении законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  • о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и т.д.;
  • иные сведения, указанные в ст. 5 Закона № 98-ФЗ.

В отношении данной информации установление режима коммерческой тайны будет считаться незаконным.

Кроме того, следует учитывать существование иных законов, регулирующих вопросы доступа к определенной информации. Например, торговые организации (изготовитель, продавец) обязаны предоставлять потребителю полную информацию о товарах (ст. 10 Закона о защите прав потребителей). Строительные организации (застройщик) обязаны раскрывать информацию о каждом своем объекте капитального строительства (ст. 3.1 закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ).

Оставить комментарий