Претензия по договору поставки

28.06.2022
0
Команда СП
Претензия по договору поставки – это реальная возможность уладить конфликт между покупателем и поставщиком без суда. В этой статье подробно объясним, как правильно составить, оформить и направить этот документ. А также приведем образцы претензий по договору поставки за неуплату товара и за другие нарушения.
Образец претензии о погашении задолженности по договору поставки
Проверено экспертом
Образец претензии по договору поставки
Проверено экспертом
Образец претензии по неоплате товара по договору поставки
Проверено экспертом

Что такое претензия по договору поставки товара?

Это документ, который помогает урегулировать споры между сторонами договора поставки - поставщиком и покупателем. Обычно они возникают, когда один из них не исполняет договор или выполняет свои обязанности по нему с нарушениями.

Претензия по договору поставки часто позволяет разрешить возникшие разногласия без суда. В связи с этим ее еще называют досудебной претензией по договору поставки.

Досудебная претензия по договору поставки товара (образец) подтверждает, что поставщик или покупатель выполнил так называемый обязательный досудебный порядок урегулирования спора. Его необходимо соблюдать, чтобы потом без проблем обратиться в арбитражный суд (ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, далее - АПК РФ).

Речь идет об иске, который связан с денежными требованиями. Например, перечислить задолженность по договору, уплатить неустойку за его нарушения, возместить убытки. Перед подачей такого иска надо обязательно направить второй стороне сделки - нарушителю досудебную претензию по договору поставки. Иначе суд просто вернет исковое заявление (п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ).

В каких случаях оформляют претензию по договору поставки?

Во всех, когда вас не устраивает исполнение договора со стороны вашего контрагента.

Так, покупатели часто пишут претензии поставщику, который:

  • вообще не поставил товар,
  • привез его позже оговоренного срока,
  • передал товар, который не соответствует условиям сделки по количеству, ассортименту и т.п.,
  • поставил товар с недостатками.

Распространенные причины, по которым претензию оформляет поставщик - это:

  • неоплата товара, который покупатель принял полностью или частично,
  • оплата товара с нарушением срока, указанного в договоре.

Как составить претензию по договору поставки товара?

Форма претензии по договору поставки на законодательном уровне не утверждена. Так что ее составляют в произвольном виде.

Содержание претензии зависит от ситуации. Например, претензия о погашении задолженности по договору поставки, адресованная покупателю, будет сильно отличаться от претензии о выплате неустойки за просрочку поставки товара, которую покупатель направляет поставщику.

Вопрос по теме: Как зафиксировать и доказать ненадлежащее качество товара? Подробнее

Любую претензию по договору поставки товара лучше оформлять в письменном виде в 2 экземплярах: один останется у вас, второй отправится к вашему контрагенту. Письменная форма позволит подтвердить не только предъявление конкретных требований нарушителю договора, но и соблюдение досудебного порядка - на случай, если контрагент не пойдет вам навстречу.

Важно! Перед составлением претензии рекомендуем внимательно изучить договор поставки. Возможно, в нем есть условия, которые касаются составления претензии, требования к ее содержанию или оформлению. Если это ваш вариант, руководствуйтесь условиями договора.

Отметим, что у каждого спора поставщика и покупателя есть нюансы. Разумеется, они отражаются и в тексте претензии. В связи с этим мы подробнее рассказали о том, как написать претензию на некачественный товар от покупателя поставщику в отдельном материале:

Бланк по теме: Претензия по договору поставки товара ненадлежащего качества Посмотреть Скачать

Если же ваша проблема с контрагентом не касается качества товара, читайте далее и опирайтесь на общие правила написания претензий из договора поставки.

Что указать в претензии по договору поставки?

Как мы уже отметили, у претензии нет обязательной формы.

Вместе с тем, действуют определенные правила, которые соблюдают в деловом обороте. Следуйте им при составлении любой претензии о неисполнении обязательств по договору поставки, в том числе - претензии по неоплате товара по договору поставки.

Типичная претензия (образец претензии по договору поставки) включает следующие структурные части:

  • шапку,
  • название,
  • основную (содержательную) часть,
  • перечень приложений, если они есть,
  • подпись.

Рассмотрим каждый элемент подробно.

Шапка претензии

В ней пишут, кто и кому направляет документ, а также указывают его идентификационные данные - дату и номер.

Сразу отметим, что номер проставляют в претензии не всегда. А дату можно перенести в конец документа.

 Отправителем может быть поставщик, тогда получатель претензии - это покупатель. И наоборот, когда претензию пишет покупатель, адресатом надо указывать поставщика.

Списка данных для отправителя и получателя претензии, которые надо включить в шапку, нет. Обычно для организации пишут ее организационно-правовую форму и название, а для индивидуального предпринимателя (далее - ИП) - его ФИО и адрес места жительства. Часто в шапке указывают номера телефонов и адреса электронной почты.

По своему усмотрению можете включить в шапку такие сведения о себе и получателе документа, как ОГРН (для компании) или ОГРНИП (для ИП), ИНН.

Важно! Данные своего контрагента смотрите в договоре поставки. Обычно их приводят в конце договора, в разделе со сведениями о сторонах сделки.

Название претензии 

Обязательных требований к нему тоже нет. Так что название давайте на собственный вкус. 

Возможны минималистичные варианты типа “Претензия”, “Досудебная претензия” или более информативные, когда в названии отражают суть документа, требования или указывают ситуацию, из-за которой пришлось его составлять. 

Например, когда покупатель не оплатил поставленный товар, можно озаглавить претензию так: 

  • “Претензия по неуплате по договору поставки”,
  • “Претензия по договору поставки за неуплату товара”,
  • “Претензия о задолженности по договору поставки”,
  • “Претензия о взыскании задолженности по договору поставки”,
  • “Претензия о погашении задолженности по договору поставки”. 

Приведем еще один пример. Претензию по договору поставки поставщику с требованием вернуть деньги за товар можно назвать так: 

  • “Претензия о возврате денежных средств в связи с непоставкой товара”,
  • “Претензия о возврате аванса по договору поставки”,
  • “Претензия о возврате предварительной оплаты за товар”.

Основная (содержательная) часть претензии 

Ее тоже можно условно разделить на несколько блоков: 

  • сведения о договоре,
  • информация о нарушениях,
  • требования к нарушителю. 

В первый блок включают информацию о договоре поставки, указывают дату его заключения и номер. Также часто кратко описывают суть договора: что за товар и когда должен был передать поставщик, сколько и когда должен был заплатить ему покупатель. При необходимости, если этого требует ситуация, в этом блоке можно написать более подробные сведения об обязанностях сторон договора. В любом случае, указывайте пункты договора, текст из которых приводите. 

Второй блок должен четко прояснять, что именно нарушил ваш контрагент. Здесь надо привести максимально подробную информацию о нарушениях со стороны покупателя или поставщика. Детально опишите, что он сделал не так, когда и как вы это обнаружили, в каких документах зафиксировали отступления от договора, что предприняли после того, как выявили нарушения. 

Укажите конкретно, со ссылками на статьи и пункты, какие нормы законодательства и условия договора нарушены. Приведите положения Гражданского кодекса РФ и, при необходимости, других законов. Не забудьте сослаться на документы, которые составляли для фиксации нарушений. Их копии надо приложить к претензии - об этом мы подробнее расскажем ниже. 

Третий блок посвящен вашим требованиям. Тут надо четко обозначить, чего вы хотите от недобросовестного контрагента. Например, от покупателя - оплаты стоимости товара или неустойки за нарушение срока перечисления денег. Покупатель может просить поставщика заменить товар качественным или соответствующим условиям договора об ассортименте, допоставить позиции, которые поставщик не довез, возместить расходы на исправление недостатков товара. Вариантов здесь очень много. 

Когда вы требуете какие-то деньги, указывайте конкретную сумму и, если ее нужно считать, приводите расчет. Его можно оформить как приложение к претензии. 

Советуем быть дальновидными и подумать, с какими требованиями вы придете в суд, если разрешить разногласия с контрагентом не удастся внесудебным способом. В претензию рекомендуем включить те требования, которые вы потом укажете в иске. Это сведет к минимуму споры, связанные с досудебным порядком (когда он обязателен). 

В третьем блоке претензии надо также обозначить срок, в который вы ждете выполнения своих требований. Когда указываете его, ориентируйтесь на положения закона или договора. Если в них не прописаны никакие сроки, назначайте их по своему усмотрению.

Перечень приложений к претензии 

В нем назовите все документы, которые направите контрагенту вместе с претензией. 

Их конкретный список зависит от ее вида и содержания. В одном случае, когда покупатель не платит за товар, можно ограничиться приложением в виде копий договора поставки и выставленного счета на оплату товара. А когда, например, покупатель после оплаты получил некачественный товар, потребуются копия договора, копии платежных поручений, копии актов о недостатках товара, копии заключения эксперта о наличии в товаре неустранимых дефектов и т.п. 

Важно! Перед составлением перечня приложений проверьте, нет ли указаний на этот счет в законе или договоре. Если они имеются, выполните их. Иначе, если дело дойдет до суда, он может решить, что вы не выполнили обязательный досудебный порядок. 

Правда, здесь есть одно исключение. Допустим, вы не передали все документы, которые обязательны по закону или договору. Но они есть у контрагента, или те документы, что вы направили, однозначно говорят о ваших требованиях. В подобных ситуациях досудебное урегулирование спора считается соблюденным. На это указано в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18 “О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства”.

Подпись в претензии 

В конце документа должна быть подпись уполномоченного лица: руководителя организации, ИП или другого человека, который действует от их имени по доверенности. 

Такие разъяснения приведены в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18. 

В последнем случае добавьте копию доверенности в список приложений к претензии.

В какой срок надо предъявить претензию по договору поставки товара? 

Ответ на этот вопрос может содержаться в законе или договоре. Тогда важно соблюсти установленные сроки. 

Некоторые договоры не уточняют, в какой именно срок недовольная сторона должна направить другой претензию. Зато содержат общую формулировку типа “в разумный срок” или “в обычный срок”. Законодательство не поясняет, что это за сроки по продолжительности, а также не дает даже примерных критериев того, как их можно определить. 

В таких случаях лучше оформить и послать претензию как можно раньше после того, как вы выяснили, что контрагент не исполняет договор или делает это с нарушениями. Поступить также советуем в ситуации, когда ни в законе, ни в договоре вообще нет условий о сроках направления претензии. 

Важно! Помните про срок исковой давности. Это период, который закон дает вам для направления претензии и обращения в суд, если она не помогла уладить конфликт. 

Срок давности равен 3 годам. Их считают с момента, указанного в законе (ст. ст. 196, 200 ГК РФ). А именно - с даты, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своего права и о том, кто является ответчиком по вашему иску. Если пропустить срок исковой давности, шансов выиграть дело практически нет (п. 2 ст. 199 ГК РФ). Суду достаточно одного только пропуска этого срока, чтобы отказать в иске.

Каким способом направлять претензию по договору поставки? 

Самые часто встречающиеся варианты – это направление по почте заказным или ценным письмом с описью вложения, а также курьерская доставка. Претензию можно передать контрагенту лично, например, отправив к нему сотрудника вашей компании. 

Есть возможность послать претензию по адресу электронной почты контрагента, через социальные сети, мессенджеры или другим аналогичным способом. 

Но использовать его разрешается не всегда. Такой порядок обмена документами может быть предусмотрен, например, в нормативном правовом акте или в договоре поставки. Кроме того, подобный способ переписки может быть обычной деловой практикой, которая сложилась между поставщиком и покупателем. Но в этом случае обязательно должно выполняться условие, что раньше вы уже направляли документы контрагенту “электронным” способом. 

Независимо от того, как вы передаете претензию, у вас на руках должны остаться доказательства этого. Например,  уведомление о вручении письма, почтовая опись его вложения, подпись контрагента на вашем экземпляре претензии или скриншоты электронного письма. 

Эти разъяснения даны в п. п. 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18. 

Важно! Перед тем, как выбрать способ отправки претензии, проверьте договор поставки. Возможно, в нем есть специальные положения для этой ситуации.

Что делать после направления претензии по договору поставки товара? 

После этого нужно подождать, как контрагент отреагирует на ваши требования.  Вариантов тут может быть несколько: 

  • вторая сторона договора ответила вам, согласилась с вашими требованиями, выполнила их или предложила альтернативный вариант исправления своих недочетов, который вас устроил,
  • контрагент ответил на вашу претензию отказом, не признал свои ошибки и ваши требования,
  • вы не получили никакого ответа на претензию. 

Если вторая сторона договора проигнорировала ваши требования или отказалась выполнить их, вы можете обратиться в арбитражный суд. При этом надо учесть соблюдение досудебного порядка. Напомним, он обязателен для всех исков из договора поставки, которые связаны с денежными требованиями. 

Узнать больше о досудебном порядке урегулирования спора - в каких случаях он обязателен, а в каких нет - можно в системе КонсультантПлюс, в готовом решении от экспертов. Вы можете зайти в онлайн версию системы КонсультантПлюс по своему паролю или по нашей ссылке - она дает право на бесплатный доступ к пробной версии системы на 2 дня.

АПК РФ дает на досудебное урегулирование спора 30 календарных дней, которые считают с даты направления претензии нарушителю (ч. 5 ст. 4). Если контрагент молчит в ответ на ваши требования, придется выждать этот срок и потом подать иск. Когда он ответил вам раньше, чем истекли указанные 30 дней, можете обращаться в суд на следующий день после получения отказа. 

В законе или договоре поставки может значиться другой срок, отличный от 30-дневного по АПК РФ. В таком случае, определяясь с датой подачи иска, ориентируйтесь на законный или договорной срок.

Образец претензии о погашении задолженности по договору поставки
Проверено экспертом
Образец претензии по договору поставки
Проверено экспертом
Образец претензии по неоплате товара по договору поставки
Проверено экспертом
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Поставка товаров
Оставить комментарий