Как зафиксировать и доказать ненадлежащее качество товара?

28.07.2022
0
Доказать ненадлежащее качество товара можно с помощью различных документов, фотографий и видеозаписей. Так, ненадлежащее качество товара доказывают документами, которые составляют при его приемке: универсальным передаточным документом, актом приемки-передачи товара и т.д. Также очень часто дефекты товара фиксируют в различных актах о недостатках и в заключениях независимой экспертизы. Эти документы покупатель обычно составляет с участием поставщика. Прежде чем оформлять бумаги насчет некачественного товара, надо проверить в тексте договора поставки: возможно, способы проверки и фиксации качества уже предусмотрены договором и значит нужно использовать именно их. Кроме того, необходимо, выяснить, какие требования законов, ГОСТов и специальных актов (например, утвержденных инструкций) обязательны в вашем случае при составлении документов о дефектном товаре.
Пояснения эксперта:

Если поставщик привез товар ненадлежащего качества, у покупателя есть достаточно большой выбор требований, которые можно предъявить. Они указаны в статьях 475, 518 Гражданского кодекса РФ. Но сначала надо обязательно зафиксировать недостатки товара.

Предварительно рекомендуем изучить договор поставки и выяснить, какие условия на этот счет в нем есть. Возможно, для вашей ситуации требования к проверке качества товара закреплены в законе, ГОСТах или специальных актах. Например, договор может содержать указание ,что приемка товара проводится по «Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7. Тогда следуйте этим предписаниям.

Недостатки товара указывают, прежде всего, в так называемых приемочных документах. То есть тех, которые вы оформляете при получении товара от поставщика, в том числе при доставке транспортными компаниями. Например, в универсальном передаточном документе, коммерческом акте, товарно-транспортной накладной, акте приемки-передачи товара.

Другой вариант - это составление специального акта, в котором детально описывают дефекты товара. Это может быть, например, акт о недостатках товара, в том числе о скрытых, акт дефектации или рекламационный акт. Этот документ может иметь разные названия, но содержание его типично. В нем пишут, когда, как, при каких обстоятельствах покупатель обнаружил изъян товара, что именно это за дефект, как он проявляется, какие негативные последствия имеет.

При составлении подобного акта ориентируйтесь на положения договора поставки. Обычно в нем пишут, какой конкретно акт, каким образом и в какие сроки должен оформить покупатель, получивший некачественный товар. Часто для отражения в акте недостатков товара надо пригласить представителя поставщика. В любом случае рекомендуем составлять такой документ максимально подробно. Он может стать основным доказательством по делу, если спор дойдет до суда.

Зафиксировать недостатки товара можно также фотографиями и видеозаписями (если применимо). Кстати, их можно приложить к акту о некачественном товаре.

Еще можно заручиться документами от независимой экспертной организации, которая проверит качество товара на профессиональной основе. Вид экспертизы и способ проверки зависит от вида дефектного товара и его неисправности (недостатка). В результате покупатель получит заключение эксперта и, возможно, дополнительно к нему другие документы: например, акты измерений, протоколы контроля работы прибора.

На экспертизу лучше пригласить поставщика, даже если в договоре поставки нет такого условия. Если вам потом придется судиться из-за некачественного товара, это повысит шансы на выигрыш. В том числе в ситуации, когда представитель поставщика не явится проверять товар вместе с экспертом.

Оставить комментарий