Отзыв о деловой репутации контрагента
Для чего необходим отзыв о деловой репутации
Статья по теме: Деловая репутация юридического лица Деловая репутация юридического лица напрямую влияет на его конкурентоспособность, на отношение клиентов к нему и к производимой им продукции. Разберем, что такое деловая репутация юрлица, как ее оценить и можно ли защитить. ПодробнееБанковская организация в обязательном порядке должна идентифицировать будущего клиента, его представителя (п. 2 ст 7 закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 года № 115-ФЗ).
Процедура определена действующими подзаконными актами. Согласно Положению Центробанка № 499-П от 15.10.2015 года (пункт 1.1) идентификация дает возможность определить тип риска предполагаемого клиента и варианты взаимодействия с ним.
К идентифицирующей информации относятся сведения о деловой репутации юридического лица. Это может быть гарантийный отзыв от контрагента-компании, сотрудничающей с тем же банком либо рекомендация от другого банка, взаимодействующего с организацией в настоящее время или в прошлом.
Вся информация с целью идентификации собирается до начала обслуживания компании банком. Уже впоследствии она ежегодно актуализируется. Идентификационные мероприятия проводятся также в случае возникновения сомнений в достоверности и правдивости ранее предоставленных сведений. И проводятся они в течение семи рабочих дней с момента появления подозрений. Неисполнение указанных требований чревато для банка привлечением к административной ответственности по ст.15.27 Кодекса об административных правонарушениях и наказанием в виде большого штрафа либо приостановления деятельности на период до 3 месяцев.
Письмо о деловой репутации
Отзыв о деловой репутации клиент предоставляет в банк по его запросу, причем сам собирает письменные рекомендации от своих контрагентов.
Советуем для таких целей в организации разработать шаблон рекомендательного письма. В качестве основы можете использовать наш бланк.
В случаях отзыва от иных банков у последних также есть свои разработанные шаблоны. Как правило, шаблонный образец содержит информацию о количестве у компании контрагентов и ее оборотах.
Отзыв составляется в свободной письменной форме. Объем необходимой информации определяется самостоятельно. Главное, он должен быть именно от партнера оцениваемой организации. В идеале – должен быть на фирменном бланке, где указаны все необходимые реквизиты организации. Подготавливается письмо в единственном экземпляре и направляется в запросивший информацию банк.
Наличие и продолжительность деловых связей между организацией и контрагентом впоследствии подлежат проверке службой безопасности банковской организации. Если факт взаимодействия между организациями-партнерами не подтвердится, то в открытии счета клиенту банк откажет. Кроме того, репутация компании, подготовившей отзыв, станет сомнительной.
Случаи, когда банк запрашивает информацию о деловой репутации клиента
Запрос о деловом имидже представители банка направляют при открытии счета. И это является распространенной практикой.
Запрос направляется в случаях:
- Когда компания желает открыть счет в банке, с которым ранее никогда не взаимодействовала.
- Если срок сотрудничества с банком достаточно длительный и необходимо обновить информацию.
Структура справки о деловой репутации
Поскольку отзыв является документом официальным, то в нем должны обязательно присутствовать необходимые реквизиты:
- Информация о контрагенте, составившем отзыв (наименование компании, его ИНН, ОГРН и КПП, юридический адрес). Удобнее составить отзыв на бланке организации, где уже отражена вся необходимые сведения.
- Название банка, куда направляется отзыв. Причем у партнера уже должен быть открытый счет в данном банке.
- Наименование документа («письмо», «отзыв»).
- Данные о реквизитах компании, чью репутацию надо оценить.
- Деловые характеристики и качества оцениваемой компании. В частности, стоит отразить выполнение взятых компанией обязательств. Указать на рекомендацию юридического лица, подлежащего банковской оценке.
- Должность руководителя, а также его подпись с расшифровкой.
- Печать контрагента.
Оценка отзыва
В основной части отзыва необходимо оценить сотрудничество с компанией.
В документ рекомендуется включать:
- Период взаимного сотрудничества с контрагентом. Чем дольше этот период, тем лучше.
- Количество договоров, исполненных обеими сторонами.
- Обязательства и суммы по договорам.
- Период банковского обслуживания контрагента (такие сведения легко проверяются самими банкирами).
- Своевременность подписания документов, поставки и оплаты.
- Оценка выполнения договоренностей.
- Информация по договорам и соглашениям, запланированным на будущее.
- Применяемая расчетная система (постоплата или аванс).
- Качество поставленных товаров или предоставленных услуг.
- Сведения об особенностях продукции, сложности выполненных работ.
- Квалификационный уровень специалистов компании.
- Уровень обслуживания своих клиентов.
- Готовность дальнейшего взаимного сотрудничества с контрагентом.
- Информация об имевшихся судебных спорах между партнерами (для проверки используются доступные источники).
Важно указать любые сведения, отражающие, что конкретный партнер является надежным.
Самооценка своей компании
Бывают случаи, когда ни один из контрагентов не является партнером необходимого банка, а в других банках организацией счет не открывался либо обслуживающий банк стал банкротом. Тогда компания сама может стать автором своего письма – дать самооценку деловой репутации.
Если правила внутреннего контроля кредитной организации позволяют это сделать, то банком такой документ принимается как альтернатива отзыва от контрагента. В этом случае в документе отражаются сведения для проверки из открытых доступных источников и гарантии успешного дальнейшего сотрудничества с банком.
Из открытых источников можно взять:
- информацию об активах организации;
- сведения о контрагентах;
- показатели финансово-хозяйственной деятельности компании (проверяются по данным бухгалтерской отчетности);
- штатная численность организации;
- сведения об участии в качестве ответчика на судебных процессах;
- наличие филиалов и их расположение;
- записи из налоговой службы о наличии компании в черном списке.
Как показывает практика, большинство банков принимают «самостоятельный» отзыв.