Золотой парашют при увольнении - что это такое и зачем он нужен
Начнем с названия. Почему «золотой» - понятно, а вот почему «парашют», а не «спасательный круг», например? Дело в том, что впервые договоренность о подобной крупной компенсации в случае увольнения была заключена в США в 1961 г. с кандидатом на должность руководителя одной из авиакомпаний.
В чем же смысл заключения подобных соглашений, реализация которых связана для фирмы с существенными дополнительными расходами? Основных причин несколько.
- Дополнительная мотивация для привлечения и удержания перспективного кандидата.
- Защита от недружественных поглощений. После таких поглощений высший менеджмент, как правило, меняют. И если со всеми топ-менеджерами заключены соглашения о «парашютах», то компания-«захватчик» должна будет понести крупные затраты на выплату компенсаций, что может стать для нее сдерживающим фактором.
- В случае, если с топ-менеджером все-таки приходится расстаться по инициативе компании, то «парашют» должен служить своеобразной «страховкой» от некорректных действий увольняемого руководителя (вывод активов, продажа конкурентам клиентской базы и т.п.).
Золотой парашют в деньгах: размер
Никаких законодательных требований на этот счет нет. Размер выплаты обычно привязывается к месячному или годовому доходу топ-менеджера и на практике может составлять от 6 месячных до 3 годовых вознаграждений. Для руководителей крупных компаний сумма единовременной компенсации может исчисляться миллионами и даже десятками миллионов долларов.
«Золотой парашют» для чиновника и бизнесмена в России
В России практика выдачи компенсаций вида «золотой парашют» начала формироваться сравнительно недавно – во второй половине «нулевых» годов. Причем наряду с менеджерами коммерческих предприятий они стали выплачиваться руководителям компаний с государственным участием и чиновникам различных уровней – от федерального до муниципального. Размер выплат в отдельных случаях достигал десятков и даже сотен миллионов рублей, т.к. на тот момент никаких законодательных ограничений размера «парашютов» не существовало.
Одним из самых известных случаев стала выплата в 2013 г. главе «Ростелекома» Александру Провоторову компенсации в размере 200 млн руб. Данный вопрос был поднят на уровне руководства страны и в итоге в апреле 2014 г. вступили в действие поправки к Трудовому кодексу (ст. 349.3 ТК РФ). Эти изменения ограничили тремя размерами среднемесячного заработка компенсационные выплаты при увольнении руководства госкомпаний (юридических лиц с долей государства в уставном капитале свыше 50%). Что же касается самого А. Провоторова, то он еще до принятия закона, в январе 2014 г. добровольно вернул полученную компенсацию в «Ростелеком».
Начисление компенсационных выплат должностным лицам на уровне субъектов федераций и муниципальных образований ограничено: по закону компенсации могут получать только те должностные лица, которые достигли пенсионного возраста или утратили трудоспособность во время нахождения на государственной службе.
Компенсация также не может быть выплачена, если увольнение с должности связано с допущенными чиновником нарушениями закона. Следует отметить, что сумму «золотого парашюта» для чиновников данный закон никак не ограничивает, предоставляя это право местным законодательным органам.
О других ограничениях в выплате "золотого парашюта" читайте в "КонсультантПлюс". Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.
Что же касается топ-менеджеров российских частных компаний, то для них на сегодня размер компенсаций законодательно не регулируется. Поэтому размеры их «золотых парашютов» зависят только от соглашения между самим менеджером и собственниками компании и, как правило, являются коммерческой тайной.