Возврат сложнотехнического товара

08.07.2021
0
Команда СП

Иногда долгожданная покупка не радует – устройство не работает или работает не так, как нужно, не имеет определенных функций, не отличается высокими эргономическими характеристиками или не подходит к другому оборудованию, которое уже есть у покупателя. Возникает вопрос – возможен ли обмен (возврат) сложнотехнического товара, как это сделать, и когда продавец вправе отказать в отмене покупки и возврате денег покупателю.

«Технически сложный товар» - что это

Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 предусмотрен особый порядок возврата технически сложных товаров.

Технически сложный товар – это потребительский товар, предназначенный для длительного пользования, использующий в работе энергетические ресурсы, имеющий сложное внутреннее устройство и выполняющий функции на высокотехнологическом уровне (Информация Роспотребнадзора от 17.02.2021).

Сложнотехнические товары, не подлежащие возврату при отсутствии в них недостатков – это:

  • компьютеры и ноутбуки;
  • телевизоры и проекторы;
  • холодильники и морозильные камеры;
  • цифровые фото- и видеокамеры;
  • принтеры, сканеры и многофункциональные устройства и пр.

Полный перечень сложнотехнических товаров, возврат которых осуществляется в особом порядке, утвержден Постановлением Правительства от 10.11.2011 № 924.

Чтобы понять, можно ли вернуть товар, нужно определить, имеет он недостатки или нет, а также посчитать, сколько дней прошло с момента покупки.

Возврат товара надлежащего качества

Правило о возврате качественного товара, который не подошел по цвету, форме или размеру в отношении техники не действует – это значит, что возврат сложнотехнического товара надлежащего качества невозможен.

В этом случае можно попробовать договориться с продавцом – возможно, вам пойдут навстречу и заберут неподходящее устройство. Но такой возврат – добрая воля, а не обязанность продавца, поэтому требовать, чтобы у вас забрали свежеприобретенную технику, не стоит.

Возврат товара с недостатками

Если у купленного товара выявились недостатки, можно обратиться к продавцу с требованием о его возврате или обмене.

При этом важно знать, что указаний на возврат сложнотехнического товара в течение 14 дней с момента приобретения закон не содержит – этот срок действует только в отношении обычных потребительских товаров. Технику можно вернуть в течение 15 дней с момента покупки, причем вне зависимости от того, насколько существенным окажется выявленный недостаток (абз. 8 п. 1 ст. 18 Закона № 2300-1).

Также технику можно вернуть в течение 15-дневного срока в том случае, если в момент продажи продавец не предоставил покупателю достоверную информацию о товаре (ст. 12 Закона № 2300-1). Например, на сайте интернет-магазина указано: «микроволновая печь имеет функцию гриля», а на самом деле ее нет – в этом случае продавец обязан принять технику обратно, даже если в остальном она работает исправно.

Читайте также: Нужно ли предъявлять паспорт при возврате товара?

Возврат сложнотехнического товара ненадлежащего качества

Любая техника имеет гарантийный срок – период времени, в течение которого продавец обязан отремонтировать технику за свой счет, а если произвести ремонт невозможно – обменять товар (или вернуть деньги).

Возврат сложнотехнического товара в течение гарантийного срока (но по истечении 15-дневного срока), возможен, если (п. 1 ст. 18 Закона № 2300-1):

1. Товар имеет существенный недостаток, т.е. недостаток, который:

  • невозможно устранить;
  • требует вложения денежных средств в размере, несоразмерном со стоимостью товара;
  • повторяется неоднократно;
  • появляется вновь после его устранения.

2. Продавец нарушил установленные законом сроки устранения недостатков.

3. Товар неоднократно ремонтировался, что привело к невозможности его использования в течение 30 и более дней на протяжении года действия гарантии.

Чтобы оформить возврат сложнотехнического товара в течение 14 дней с момента его покупки (а также на 15-й день – законодатель позволяет это сделать) необходимо:

  • подготовить претензию, передать ее продавцу (это можно сделать лично, по почте или через интернет);
  • дождаться ответа на претензию, а при необходимости – подождать, пока продавец проведет проверку качества товара;
  • в случае несогласия с результатами проверки – инициировать проведение независимой экспертизы;
  • если проверка (экспертиза) покажет, что в возникновении у товара недостатков виноват продавец (производитель) – дождаться удовлетворения претензионных требований;
  • если продавец отказывается от добровольного удовлетворения требований – обратиться в Роспотребнадзор или в суд.

Возврат сложнотехнического товара, приобретенного дистанционно

Купить технику можно не только в обычном магазине, но и через интернет – многие маркетплейсы и самостоятельные онлайн-магазины предоставляют пользователям такую возможность. Оплата покупки может осуществляться в момент оформления заказа или сразу же после его получения – все зависит от правил, установленных отдельным магазином.

В отношении бытовой техники, приобретенной дистанционно, действуют особые правила возврата, поскольку у покупателя нет возможности при ее выборе увидеть товар «вживую». В течение 7 дней (с момента получения) даже качественный товар можно вернуть обратно при условии сохранности его внешнего вида, потребительской упаковки. А если информация о порядке (в т.ч. сроках) возврата качественного товара не была доведена до покупателя письменно в момент доставки покупки, на отказ от товара дается 3 месяцев (п. 41 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463, п. 4 ст. 26.1 Закона № 2300-1). Подробно о возврате товара, купленного через интернет-магазин, мы писали здесь.

Читайте также: Как оформить возврат телефона

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Оставить комментарий