Снижение негативного воздействия на окружающую среду

01.08.2018
0
Команда СП

Многие производства в той или иной мере оказывают негативное воздействие на природную среду (НВОС).  Поэтому законодатель ужесточает контроль опасных производств, присваивая объектам предприятий соответствующие категории, характеризующие степень оказываемого ими вреда – от 4-й для объектов с минимальным загрязнением до 1-й категории с существенным уровнем экологической опасности. Регулируются основные вопросы охраны природы законом «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002, в который уже неоднократно внесены и еще будут вноситься различные изменения и дополнения.

Рассмотрим, какими нормами оперирует сегодня законодатель в вопросах снижения негативных последствий, какие санкции предусматривает при неисполнении установленных требований.

Меры, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду

Изменений, вносимых в закон № 7-ФЗ, множество. Они связаны с конкретизацией компаний, уплачивающих сбор за НВОС, разработкой правил формирования облагаемой базы, исчисления и сроков платежей. Закон № 219-ФЗ от 21.07.2014 (в ред. от 28.12.2017) ввел новые актуальные термины, учитываемые при расчете платы за НВОС: наилучшие доступные технологии, технологические и технические нормативы загрязнений, временно разрешенные выбросы/сбросы. Этим же нормативным актом установлен ряд льгот для объектов с незначительным уровнем негативного воздействия.

За загрязнение природной среды предусматривается уплата специального сбора. Положения, касающиеся расчета платы, изложены в законе № 7-ФЗ, здесь же уточнена методика вычислений. Объекты четвертой, минимальной степени опасности, как правило освобождаются от платы за НВОС (ст. 4.2 закона № 7-ФЗ).

Читайте также: Экологические платежи в 2018 году

Плата за НВОС базируется на сложных расчетах, учитывающих целый ряд факторов – объем выбросов, их состав, ставки сбора и применение предусмотренных коэффициентов. Значения ставок установлены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (ред. от 29.06.2018), они варьируются в зависимости от объемных показателей выбросов. К ставкам применяются установленные законом коэффициенты: с 01.01.2016г. по 31.12.2019г. – от 0 до 25, с 01.01.2020г. – от 0 до 100 (ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, п. 8 ст. 11 закона № 219-ФЗ). Понижающие коэффициенты применяются к выбросам в пределах норм, а также для тех, кто применяет современные природоохранные технологии; повышенные значения устанавливаются для сверхнормативных и высокотоксичных загрязнений.

Годовую декларацию о плате за НВОС необходимо сдавать до 10 марта следующего за отчетным года. Также годовой отчетной формой является расчет по экологии для малых предприятий (отчет МСП), который сдается до 15 января следующего года (п.п. 7, 8 ст. 18 закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ; приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30).

Нововведения в природоохранном законодательстве

С 01.01.2019 г. предприятиям с объектами, относящимся к 1-й категории, внесенными в специальный правительственный перечень, для осуществления деятельности придется получить комплексное экологическое разрешение, в котором будут означены все допустимые нормативы и лимиты. Сроки подачи заявки – с 01.01.2019 г. по 31.12.2022 г. Для остальных предприятий и ИП сроки получения комплексного разрешения продлеваются до 01.01.2025 г. (ст. 11 закона № 219-ФЗ от 21.07.2014).

В статье нами приведены лишь немногие меры, направленные на улучшение состояния природы и применяемые на основе показателей расчета экономического ущерба от загрязнения окружающей среды.

Читайте также: Календарь эколога на 2018 год (отчетность)

КоАП: загрязнение окружающей среды

Трансформируется не только законодательство об охране природы, но и нормы, регулирующие исполнение его основных требований. Административным нарушениям в области охраны окружающей среды посвящена глава 8 КоАП РФ.

В частности, статьей 8.41 КоАП РФ определена ответственность за невнесение платы за НВОС с наложением штрафа на компании от 50 000 до 100 000 руб., на ответственных должностных лиц – от 3 000 до 6 000 руб.

В связи с вышеперечисленными изменениями КоАП РФ дополнен статьями, диктующими степень ответственности за нарушение природоохранного законодательства. Так, с 01.01.2015 статьей 8.46 установлены штрафы за неподачу или несвоевременную подачу заявки для постановки на госучет объектов, влияющих на состояние окружающей среды:

  • для юрлиц – от 30 000 до 100 000 руб.;
  • для должностных лиц – от 5 000 до 20 000 руб.;

С 01.01.2019 вступает в действие ст. 8.47 КоАП РФ, предусматривающая санкции за работу без комплексного экологического разрешения:

  • для компаний – от 50 000 до 100 000 руб.;
  • для должностных лиц – 4 000 до 10 000 руб.
Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Оставить комментарий