Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

04.05.2018
0

Нормативное регулирование бухгалтерского учета позволяет унифицировать требования к субъектам коммерческой деятельности. Государство посредством правовых актов устанавливает единые правила классификации предпринимателей и юридических лиц, порядок документального отражения их деятельности и принципы учета хозяйственных операций.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ сформирована законами, приказами, стандартами, указами и различными рекомендациями. В роли регуляторов выступают Минфин, Центробанк, Правительство РФ и другие органы власти.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета: иерархия уровней значимости

Элементы правовой базы классифицируются по критерию значимости для субъектов хозяйствования и по величине сфер влияния. В России действует 4 уровня документов, которыми должны руководствоваться предприятия и ИП:

  1. Базовое нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета. Оно реализуется через комплекс федеральных законов и постановления, издаваемые Правительством. К этой категории документов относятся и президентские указы. Такие нормативные акты обладают наибольшим охватом – с их положениями должны считаться все субъекты предпринимательства.
  2. Нормативная база бухгалтерского учета, действие которой направлено на стандартизацию учетных операций, унификацию действий бухгалтера. На этом уровне значатся акты Минфина РФ — блок документов представлен ПБУ (положения по бухгалтерскому учету), МСФО (международные стандарты финотчетности), Планом счетов.
  3. Методологические бухгалтерские нормативные документы. Этот блок информационной базы состоит из методических инструкций, отраслевых рекомендаций по бухучету. Такие акты служат для уточнения и пояснения нормативных документов из первого и второго уровня.

Нормативные документы по бухгалтерскому учету организационного характера, предназначенные для внутреннего (локального) пользования субъектами хозяйствования. Целью их составления является реализация положений всех уровней — базовых федеральных законов, ПБУ и методических рекомендаций. Организационная документация призвана сформировать внутри предприятия систему учета, которая будет органично сочетать требования действующих законодательных актов и специфику работы компании, т.е. такие акты направлены на внутреннее регулирование. В этом блоке все документы разрабатываются субъектами хозяйствования самостоятельно и утверждаются их руководством. Примеры локальных актов – рабочий план счетов, учетная политика, положение о зарплате, премировании и т.д. Если в процессе работы компании применяются неунифицированные бланки учетных документов, их шаблоны тоже утверждаются локальными актами.

Какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета

Применительно к первому иерархическому уровню основным правовым актом является Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ. В нем систематизированы базовые правила учета, которыми должны пользоваться организации и ИП на территории всей страны. Документ предназначен для унификации требований к учету и отчетности, он охватывает деятельность индивидуальных коммерсантов, коммерческих юрлиц, НКО, государственных учреждений и иностранных компаний, работающих на территории РФ. Также закон определяет, кто из субъектов вправе не вести бухучет, или может вести его в упрощенном порядке.

Обобщенные понятия о порядке организации деятельности субъектов предпринимательства приведены в Гражданском кодексе. Налоговый кодекс раскрывает правила налогового учета, а порядок документирования действий в рамках отношений работодателя с трудовым коллективом закреплен в Трудовом кодексе.

Какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета на уровне отраслевых и методологических рекомендаций? Таких документов множество, в качестве примера можно назвать:

  • указания, устанавливающие методологию учета основных средств в сельском хозяйстве (Приказ Минсельхоза от 19.06.2002 г. № 559);
  • приказ Минфина от 28.12.2001 г. № 119н, представляющий собой подробный инструкционный материал по организации учета МПЗ (материально-производственных запасов);
  • положение, регламентирующее порядок проведения кассовых операций в кредитных организациях (утверждено Банком России 24.04.2008 г. № 318-П);
  • письма и разъяснения Минфина (фактически они не являются нормативными актами, но содержащиеся в них сведения могут быть использованы субъектами хозяйствования для детализации отраслевых инструкций).

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ предусматривает создание субъектами хозяйствования собственной схемы учета. Она должна раскрывать порядок отражения бухгалтером всего спектра возможных хозяйственных операций, алгоритм исправления ошибок и недочетов.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере права, бухучета, финансов и налогообложения. Общий стаж профессиональной деятельности с 2007 года. За это время успешно работала на должностях налогового консультанта, заместителя главного бухгалтера, главного бухгалтера, финансового директора. Автор множества публикаций по практическому применению бухгалтерского, налогового и трудового законодательства для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончила факультет управления и психологии Кубанского государственного университета и Адыгейский государственный университет по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Оставить комментарий