Для определения продуктивности работы компании рассчитывают и анализируют различные показатели, характеризующие разные стороны деятельности, к примеру, прибыль от продаж, выручка, себестоимость продаж и др. Одним из важнейших является себестоимость продаж – значение, дающее представление об уровне эффективности производства.
Себестоимость продажи продукции – это все затраты, понесенные компанией на выпуск продукции, которая была реализована в отчетном периоде. Складывается этот показатель из себестоимости изготовленных продуктов и разницы между запасами готовой продукции на начало и окончание рассматриваемого периода, а выражает совокупный размер использования компанией имеющихся ресурсов. Экономист, рассматривая этот показатель, планирует обеспечение ресурсами за счет установления доли себестоимости на их возмещение, тем самым делая возобновляемым процесс выпуска.
Рентабельность себестоимости продаж за разные временные отрезки, а также оценка ее размера по факту продажи, позволяет аналитику сделать вывод о целесообразности закупки ТМЦ и использования всех видов ресурсов компании. Кроме того, расчетные значения себестоимости в разных периодах дают возможность проанализировать объем затрат и выявить резервы по их снижению в величине прибыли.
Составляющие себестоимости продаж
Себестоимость продаж предприятия представляет собой величину, объединяющую полные прямые расходы фирмы на всех этапах производственного процесса и прочие затраты, связанные с реализацией. Чтобы определить себестоимость продаж учитывают такие затраты, как:
- Прямые затраты на материалы, направляемые на выпуск товаров;
- Зарплата цеховых рабочих;
- Производственные;
- Непроизводственные;
- Незавершенное производство;
- Готовая продукция.
Формула расчета себестоимости реализованной продукции
Для определения показателя себестоимости продаж необходимо рассчитать полную себестоимость выпущенной продукции за отчетный период и учесть остатки нереализованной продукции на начало и конец периода.
Формула расчета для производственного предприятия:
Спр = Спол + КР + Онач – Ок,
где Спол – полная себестоимость произведенной продукции,
КР – коммерческие расходы,
Онач и Ок – остатки нереализованной готовой продукции на начало и конец отчетного периода.
При непрерывном производственном цикле учитывают остатки незавершенного производства на начало и конец отчетного периода.
Полная себестоимость складывается из затрат:
- на сырье и материалы;
- на зарплату (с отчислениями) цехового персонала, непосредственно выпускающего продукт;
- на амортизацию задействованных ОС;
- связанных с управлением и организацией производства и всей компании в целом;
- связанных с подготовкой и разработкой производства новых видов продукции;
- связанных с реализацией выпущенной продукции;
- непроизводственных, т.е. направленных не на производство, а на сопровождающие его действия – упаковку, транспортировку, хранение и создание необходимых для этого условий, оплату комиссий, лицензий, патентов и т.д.
Полная себестоимость проданной продукции – это совокупность всех затрат по ее выпуску за анализируемый период с учетом остатков не проданной в этом периоде продукции. Этот показатель характеризует уровень использования имеющихся у компании ресурсов.
Продажа продукции может сопровождаться дополнительными расходами – плановыми или непредвиденными, например, затратами по рекламе или услугам маркетолога. Подобные траты именуют коммерческими расходами, и они также входят в себестоимость продукта.
Себестоимость реализации: пример расчета в производственной компании
Продемонстрируем расчет себестоимости на примере деятельности производственного объединения ООО «Метизы». Необходимо рассчитать себестоимость реализованной продукции за сентябрь 2018. По бухучету стоимость нереализованной продукции на 01.09.2018 составляет 20300 тыс. руб., на 30.09.2018 – 12000 тыс. руб. Остатков в незавершенном производстве нет.
- Соберем все затраты на выпуск продукции, произведенные за месяц, т. е. рассчитаем полную себестоимость:
Выпуск изделий |
Затраты на производство в тыс. руб. |
Всего затрат |
||||||
МПЗ |
Зарплата |
Отчисления с ЗП |
Аморт. ОС |
Э/энергия |
Теплоснабжение |
Прочие |
||
Итого |
15700 |
2640 |
810 |
200 |
360 |
300 |
200 |
20210 |
- Реализация продукции сопровождалась рекламной кампанией (коммерческие расходы), сумма затрат по которой составила 25 тыс. руб.
- Вычислим себестоимость реализованных изделий:
С пр = 20210 + 25 + 20300 – 12000 = 28535 тыс. руб.
Пример расчета себестоимости продаж в торговой организации
Формула расчета себестоимости реализации в торговле иная:
Спр = Пдр + ПЗ + Знач – Зк,
где Пдр – покупка товаров для реализации,
ПЗ – прямые затраты,
Знач и Зк – запасы на начало и конец периода.
Под покупкой товаров понимается сумма чистых покупок, т.е. покупок за минусом стоимости возвращенных товаров и реализованных скидок, а к прямым затратам относят расходы по внутренней транспортировке, на таможенные пошлины, акцизы, страховку и т.п.
Пример
Рассчитаем себестоимость продаж магазина, если имеются такие данные:
- Запасы товаров на 01.09.2018 – 200 тыс. руб.;
- Покупка товаров для продажи – 10 000 тыс. руб.;
- Возврат товаров за месяц – 356 тыс. руб.;
- Транспортировка товаров – 420 тыс. руб.;
- Таможенная пошлина – 850 тыс. руб.;
- Запасы на 01.10.2018 – 360 тыс. руб.
Расчет:
Покупка товаров составила 9644 тыс. руб. (10 000 – 356).
Прямые затраты – 1270 тыс. руб. (420 + 850).
Себестоимость продаж: (9644 + 1270 + 200 – 360) = 10 754 тыс. руб.
В целях поддержания объемов реализации компании могут осуществлять продажу ниже себестоимости товара. Это не запрещено налоговым законодательством, но следует иметь в виду, что в некоторых ситуациях налоговики могут доначислить налог. Такое возможно в отношении сделок, относящихся к контролируемым – налоговики могут проверить их на соответствие рыночным ценам, и, если цена окажется ниже, налог придется пересчитать (ст. 105.3 НК РФ).
В бухгалтерском учете себестоимость продаж формируется на счете 90/2. Себестоимость продаж счет 90/2 отражает путем переноса на него затрат, связанных с производством продукции, аккумулированных на счетах производства (20,23,25,26,29) или издержек в торговле (44) при закрытии показателей за месяц.