Принятие решения о создании обособленного подразделения
Действующее законодательство не обязывает организацию принимать решение о создании обособленного подразделения. То есть оно может быть открыто по факту без дополнительных бюрократических процедур.
Но оформить документальное решение все равно стоит, так как это облегчит прохождение процедуры — позволит скоординировать работу по запуску подразделения и точно определит дату, с которой оно будет считаться созданным. Последнее особенно важно во избежание спора с ФНС, касающегося сроков. Дело в том, что момент создания подразделения законодательно не определен и непонятно, какую дату им считать. Если же эта дата будет прописана в локальных нормативных актах организации, вопросов со стороны налоговых органов не будет.
Рекомендуем ознакомиться с готовым решением от "КонсультантПлюс" о том, как открыть обособленное подразделение. Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.
Протокол о создании обособленного подразделения
Если устав организации предусматривает решение вопроса о создании обособленного подразделения на собрании учредителей (собственников), оно оформляется протоколом. Он должен содержать следующие сведения:
- сведения об организации;
- дату проведения собрания учредителей;
- данные об участниках;
- цель его проведения;
- повестку дня (в данном случае — создание подразделения, дата его открытия);
- решение собрания по вопросам повестки.
Протокол собрания заверяется подписями его председателя и руководителя организации, а также ее печатью.
Приказ о создании обособленного подразделения – образец
Бланк по теме: Приказ о создании обособленного подразделенияВ ряде случаев протокол не требуется и достаточно ограничиться приказом. Например, если директор ООО является его единственным учредителем или устав организации наделяет его соответствующими полномочиями.
Приказ составляется в свободной форме. В документ включают следующую информацию:
- сведения об организации;
- дату вынесения;
- резолютивную часть (об открытии обособленного подразделения с указанной даты).
Документ заверяется подписью руководителя и печатью организации.
При желании в приказ можно внести дополнительную информацию. Это могут быть вопросы, касающиеся начала работы и дальнейшей деятельности структурного подразделения.
Регистрация обособленного подразделения в налоговой
Открытие обособленного подразделения организации обязательно нужно регистрировать в органах ФНС по месту регистрации юридического лица. Регистрация носит уведомительный характер. Заявителю достаточно предоставить в налоговую инспекцию сообщение по форме С-09-3-1.
Документы для регистрации
Единственный документ, который необходимо предоставить в налоговую инспекцию — сообщение по форме С-09-3-1. Если оно подается представителем юридического лица, то к документу надо приложить доверенность, подтверждающую его полномочия. В случае, если документ предоставляет руководитель организации, этого делать не требуется.
По общими правилам сообщение подается в налоговую инспекцию по месту регистрации юридического лица. Однако если в пределах одного муниципального образования или на всей территории Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя открывается несколько обособленных подразделений одного юрлица, подведомственные разным органам ФНС, можно выбрать любой из них для постановки подразделения на учет.
Для этого к форме С-09-3-1 необходимо приложить уведомление с соответствующей просьбой, которое составляется в свободной форме. Это облегчит предоставление информации в налоговую, поскольку позволит направлять налоговую отчетность из всех обособленных подразделений в одну инспекцию ФНС.
Заполнение сообщения о создании обособленного подразделения по форме С-09-3-1 0 – образец
Бланк по теме: Сообщение о создании обособленного подразделения (форма С-09-3-1)Форма содержится в Приложении № 3 к Приказу ФНС РФ от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@. Она представляет собой бланк, который заполняется от руки печатными буквами или распечатывается с помощью компьютера. В форму необходимо внести следующую информацию:
- ИНН и КПП организации;
- код органа ФНС, в котором зарегистрировано юрлицо;
- наименование организации;
- ОГРН;
- количество создаваемых обособленных подразделений;
- количество страниц сообщения и наличие приложений;
- контактные данные организации (телефон, электронная почта).
В форме обязательно нужно проставить тип сообщения. Всего их два: о создании обособленного подразделения или о внесении изменений в ранее сообщенные сведения о нем.
Документ заверяется подписью и печатью руководителя организации. Его составляет другое должностное лицо, в сообщение обязательно вносятся сведения о его доверенности (номер и дата выдачи).
Если у вас не получается самостоятельно заполнить форму С-09-3-1 0, можете воспользоваться образцом с нашего сайта. Он поможет корректно составить документ и правильно внести в него всю необходимую информацию.
Сроки подачи сообщения
В соответствии с положениями ст. 23 НК РФ при создании обособленного подразделения российской организации она должна сообщить об этом в налоговую инспекцию по месту регистрации не позднее, чем в течение месяца. При изменениях сведений. Касающихся работы обособленного подразделения, необходимо направить соответствующие сведения в ФНС в течение трех дней. Если обособленное подразделение прекращает свою деятельность и закрывается. Об этом также необходимо сообщить в налоговую инспекцию в течение трех дней.
Если организация вообще не сообщила в инспекцию ФНС о создании обособленного подразделения в установленный срок, ей могут грозить санкции в виде штрафа за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе, предусмотренного ст. 116 НК РФ. Его размер составляет 10 000 ₽. Если обособленное подразделение было открыто и фактически начало вести деятельность, наказание ужесточается. В этом случае организации могут назначить штраф в размере 10% от доходов, полученных в ходе такой деятельности, но не меньше 40 000 ₽.
Способы подачи сообщения
Сообщение можно предоставить в ФНС нарочно. Для этого его необходимо передать в приемную инспекцию. Надо проследить, чтобы работник ведомства зарегистрировал сообщение и проставил на нем входящий штамп — это убережет от неприятных эксцессов, связанных с расхождением в исчислении сроков.
Возможно направление формы онлайн с помощью бухгалтерских сервисов (например, СБИС) или непосредственно на портале ФНС. В этом случае ее потребуется заверить усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя или представителя организации.
Статья по теме: Как получить усиленную квалифицированную электронную подпись Как получить УКЭП в 2023 году ИП, гражданам и организациям; может ли физлицо, и юрлицо оформить усиленную квалифицированную электронную почту через Госуслуги. На эти и другие вопросы ищите ответы в нашей статье. ПодробнееЕсли нет возможно посетить инспекцию ФНС лично или воспользоваться электронными сервисами, сообщение можно направить почтой. Лучше делать это заказным письмом с обязательным прикреплением обратного уведомления — оно послужит подтверждением предоставления сведений и застрахует от потенциальных споров с налоговой.
Получение документов о постановке обособленного подразделения на учет
После того, как налоговая инспекция получила сообщение о создании обособленного подразделения, она ставит его на учет. Отказать в этом орган ФНС не может, поскольку действующее законодательство не предусматривает оснований для отказа.
Уведомление о постановке на учет в течение пяти рабочих дней направляется заявителю. В документе указывается следующие присвоенный обособленному подразделению КПП.
Регистрация обособленного подразделения в СФР
Регистрация обособленного подразделения в СФР необходима только в случае, если у него будет собственный счет в банке или иной кредитной организации, а также если оно будет начислять выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Проще говоря, это нужно, если подразделение будет самостоятельно платить заработную плату работникам.
В соответствии с п. 7 ч. 3.4 ст. 23 НК РФ организация обязана в течение месяца сообщить ФНС, что наделила свое обособленное подразделение правом начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц. При этом отдельно уведомлять СФР не требуется. Налоговая инспекция самостоятельно направит туда сведения, необходимые для регистрации в качестве страхователя по обязательном пенсионному и другим видам страхования.
Но из этого алгоритма действий есть и исключения. В частности, в соответствии пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального Закона № 125-ФЗ и п. п. 3, 10 Порядка, утвержденного Приказом Минтруда России от 07.12.2022 № 768н предусмотрен заявительный порядок регистрации ОП в СФР в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Заявление с просьбой зарегистрировать обособленное подразделение в качестве страхователя необходимо не позднее 30 дней с момента его создания.
В противном случае на организацию может быть наложен штраф, предусмотренный ст. 26.28 Федерального закона № 125-ФЗ. Если произошло нарушение срока от 1 до 89 дней, его размер составит 5 000 ₽. Если организация опоздала с заявлением на 90 и более дней, то штраф удваивается до 10 000 ₽.