Когда требуется независимая инвентаризация
Большинство компаний начинает задумываться о регулярной инвентаризации активов после выявления хищения в особо крупном размере или порчи имущества организации. Потеря ценностей — это всегда проблема для бизнеса любого масштаба.
Перед руководством организации встают следующие вопросы:
- Как организовать проверку быстро, в сжатые сроки, чтобы не потерять посетителей и клиентов и по минимуму отвлечь работников от выполнения ими основных трудовых обязанностей.
- Насколько можно доверять заключению проверяющей инвентаризационной комиссии организации, сформированной в данной компании.
Проведение инвентаризации с привлечением специалистов из аудиторской независимой организации решает сразу оба этих вопроса. У сторонней компании нет причин предоставлять неточные данные (как, например, у штатного персонала). Кроме того, сторонние ревизоры могут провести проверку в кратчайшие сроки (в течение нескольких часов, за ночь, в выходной или праздничный день), что позволяет не прекращать работу того или иного отдела (подразделения) организации.
Если у организации есть разветвленная сеть филиалов, то независимая инвентаризация может проводиться одномоментно. Такой подход исключает различные способы мошенничества.
Например, известны случаи применения мошеннических схем с перемещением товаров между филиалами, дооприходования излишков активов с целью сокрытия недостач. В итоге, в частности, внеплановая независимая инвентаризация в московской головной компании и в ее подразделениях, расположенных по всей России, может быть проведена в одно и то же время и без предварительных предупреждений руководства региональных филиалов. Это гарантирует точность и достоверность результатов проверки.
Задачи и порядок проведения независимой инвентаризации
Периодичность, сроки и даты проверки устанавливаются руководством компании. Однако, порядок проведения и действия руководства по результатам проверки определяются законом РФ "О бухучете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ, Положением о бухучете и отчетности (приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н) и Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина от 13.06.1995 № 49.
Однако, с 1 апреля 2025 года перестанет действовать приказ Минфина № 49 и вступит в силу ФСБУ 28/2023 "Инвентаризация".
Существуют определенные законодательством случаи, когда инвентаризация имеющихся активов необходима в обязательном порядке. Это:
-
возникновение чрезвычайной ситуации (аварии, наводнения, пожара и др.), вызванной экстремальными условиями;
-
перемещение активов организации — продажа, передача в аренду, выкуп;
- реорганизация (ликвидация) компании;
-
перед составлением годовой бухотчетности — кроме имущества компании, инвентаризация которого проводилась с 1 октября отчетного года.
При проведении проверки оформляются формы документов с грифом «ИНВ», утвержденные Госкомстатом РФ. Однако, фирма вправе разработать и собственные формы, но с учетом обязательных реквизитов, указанных в ст. 9 закона № 402-ФЗ.
Как правило, независимые эксперты-ревизоры, помимо стандартного пакета заполненных инвентаризационных форм, предоставляют руководству проверяемой компании информацию в виде электронных файлов для загрузки в различные учетные программы.
Как еще нюансы нужно учитывать при привлечении к инвентаризации специалистов из независимых аудиторских организаций, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, то получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
При поручении проверки независимым ревизорам перед ними ставят следующие задачи:
- Сверка данных учетных регистров с реальным остатком на складах и в местах хранения.
- Обнаружение неучтенных активов.
- Расчет остатков товара и готовой продукции.
- Выявление бракованных, просроченных продуктов и материалов, а также, ОС, подлежащих ремонту и замене.
- Проверка правильности ведения первичного учета имущества и соблюдения требований по его эксплуатации.
Наиболее полный контроль за ресурсами компании достигается при организации регулярных инвентаризаций (как плановых, так и внезапных). Это позволяет дисциплинировать персонал и, таким образом, предотвратить хищения и порчу имущества.
Владение актуальной информацией об остатках ТМЦ, ОС и прочих активов необходимо для принятия эффективных управленческих решений. Так, регулярные (например, 1 раз в квартал) независимые инвентаризации склада предоставляют руководству точные данные о товарных остатках, недостачах и излишках, пересортице. Это ускоряет товарооборот и повышает рентабельность фирмы.
Итоги
Во многих западных компаниях обращение к аудиторской организации для проведения независимой инвентаризации склада, ОС, ТМЦ давно стало привычным явлением. Теперь и российские организации чаще прибегают к помощи сторонних компаний с целью получения объективной картины учета. Наиболее востребованы услуги независимой инвентаризации для компаний среднего и крупного бизнеса с обширной сетью региональных подразделений по всей РФ.