Неверный КПП в платежном поручении: что делать

26.08.2019
0
Команда СП

Заполнение платежных поручений требует особой внимательности. При неверном заполнении реквизитов платежи в банке не проходят и у плательщиков возникают проблемы с последующим возвратом денежных средств, их розыском и уточнением. Обязательные к заполнению реквизиты утверждены Положением Центробанка РФ № 383-П от 19.06.2012 г. (ред. от 11.10.2018), среди них указан и КПП — код причины постановки на учет налогоплательщика.

Почему КПП нужно обязательно указывать в платежном поручении

Если неверно указан КПП в платежном поручении, у компании-плательщика может и не возникнуть проблем с проведением платежа в банке. Неприятности могут возникнуть при зачислении платежа в банке получателя, и их масштаб зависит от типа платежа и категории получателя.

КПП состоит из 9 цифр и указывается только в отношении юридических лиц и бюджетных учреждений. Первые 4 цифры — это код налоговой инспекции, в которой налогоплательщик состоит на учете в данный момент, следующие 2 цифры — код постановки и остальные 3 — номер порядка постановки по соответствующему основанию.

В платежном поручении КПП указывается:

  • для отправителя платежа — в поле 102;

  • для получателя платежа — в поле 103.

ИП при отправке платежа в графе «КПП» отправителя проставляют 0 или оставляют это поле пустым.

Выделяют 2 основных типа платежных поручений:

  1. Платежи по налогам, сборам и т.п. в ИФНС и фонды, когда получателем является Управление Федерального Казначейства (УФК) в конкретном регионе.

  2. Платежи коммерческим и некоммерческим компаниям, поставщикам, покупателям, прочим контрагентам, в том числе и физическим лицам.

Для бюджетных платежей предусмотрены дополнительно заполняемые поля. Неправильное указание КПП при формировании бюджетных платежек чревато гораздо большими неприятностями, чем при отправке платежей прочим контрагентам. Рассмотрим последствия для каждого типа оформляемых банковских документов и алгоритм последующих действий.

Неверный КПП в платежном поручении на оплату контрагенту

Сотрудники, составляющие платежные поручения, в платежках иногда указывают неверный КПП получателя или самого отправителя. При составлении платежных документов в системе «Банк-клиент» риск неверного указания КПП собственной фирмы минимален, такие искажения обычно возникают при ручном заполнении платежных документов. Ошибки случаются и по вине контрагента, который не уведомляет своевременно о смене своих реквизитов, включая КПП.

Читайте также: Форма платежного поручения (бланк)

Если в платежном поручении неверно указан КПП плательщика или получателя, а остальные реквизиты правильные, волноваться не следует. Такая ошибка позволяет идентифицировать получателя или отправителя, поэтому банки, как правило, проводят платежи без замечаний. Но проблемы могут возникнуть при зачислении платежа в банке получателя: в отдельных случаях банки запрашивают уточнение реквизитов. Поэтому если вы ошиблись и указали неверно КПП получателя, вначале уточните у него, поступили ли ему деньги. Если нет — можно отправить письмо в свой банк об уточнении реквизитов. Другой вариант при непроведении платежа из-за неверного КПП — дождаться возврата денег на свой счет и повторить перевод средств контрагенту.

Неверный КПП в платежном поручении на уплату налогов

Если при отправке в банк налогового платежа был неверно указан КПП получателя или плательщика, такая ошибка не считается критичной, и налоговое обязательство считается выполненным. Существенными ошибками, влекущими начисление финансовых санкций согласно пп. 4 п. 4 ст. 45 НК, признаются лишь неправильное указание счета получателя (казначейства) и наименования банка – в этом случае платеж считается неисполненным, его придется произвести заново, а за не своевременную уплату налога или страхового взноса необходимо перечислить пени.

На практике при ошибке в поле 102 (КПП плательщика) платежи в ИФНС зачисляются и считаются исполненными, но некорректный КПП не позволяет точно идентифицировать получателя или отправителя бюджетного платежа - поэтому, при неверном указании КПП в поле 103 или 102 деньги будут отнесены к невыясненным поступлениям. Налогоплательщику необходимо будет написать в ИФНС письмо об уточнении платежа в произвольной форме и приложить платежное поручение с отметкой банка. Либо написать заявление о розыске платежа, также приложив платежку. В течение 30 дней инспектор найдет и уточнит платеж датой списания средств. Пени при этом начислены не будут.

Аналогичные неприятности возникают при проведении платежей на счет ФСС: фонд не сможет точно определить отправителя денег, и перевод придется уточнять. При уточнении платежей, ушедших в ФСС, заявление пишется по специальной разработанной форме, размещенной на сайте Фонда, к которой также прикладывается копия платежки.

Таким образом, ошибка при заполнении КПП в платежном поручении критичной не является. Важно помнить, что пока платеж находится в обработке на исполнении, все легко исправить, направив уточняющее письмо банку. Сложнее обстоит ситуация с уже исполненными ошибочными платежами, но и в этом случае проблема решаема.

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Оставить комментарий