Каждый налогоплательщик может попасть в следующую ситуацию: он перечислил сумму налога в бюджет, но до налоговой инспекции деньги так и не дошли, и образовалась задолженность. Как следствие этого, сотрудники ИФНС обвинили налогоплательщика в несвоевременной уплате суммы налога, начислив пени и выставив требование. Можно ли в таком случае доказать свою правоту? Как разыскать платеж и погасить задолженность? Как написать письмо в налоговую о розыске платежа? Об этом далее.
Почему платеж потерялся?
Основные причины «потери» перечисленных в бюджет денег:
-
Налогоплательщик неверно указал один из реквизитов в платежном поручении.
-
Сотрудник банка допустил ошибку при обработке платежного поручения.
Далее приведем реквизиты платежного поручения, ошибки в которых приведут к тому, что перечисленные деньги «зависнут» в казначействе как невыясненные поступления:
-
наименование получателя;
-
ИНН и КПП инспекции;
-
счет УФК, наименование банка;
-
КБК;
-
код ОКТМО.
Когда можно уточнить ошибочно указанные реквизиты, а когда – нет?
При некоторых ошибках в платежном поручении перечисленные деньги дойдут до ИФНС и внебюджетных фондов, но они не смогут разнести их в карточку расчетов организации с бюджетом. Потребуется уточнение реквизитов. Уточнить можно следующие данные:
-
КБК;
-
ИНН и КПП получателя или отправителя;
-
ОКТМО;
-
назначение платежа;
-
статус налогоплательщика;
-
основание платежа;
-
налоговый период;
-
номер или дата документа-основания.
Совсем по-другому обстоят дела, если налогоплательщик неверно указал номер счета Федерального казначейства или название банка получателя. Ошибки в этих реквизитах ведут к непризнанию обязанности по уплате налога исполненной, поскольку деньги не попадают на необходимый счет (п. 4 ст. 45 НК РФ). Алгоритм действий налогоплательщика в таком случае будет следующим:
-
вновь перечислить платеж, но уже с правильными реквизитами;
-
уплатить начисленные пени;
-
подать в налоговую службу заявление о возврате (или зачете) денежных средств, уплаченных по неверным реквизитам.
Что следует предпринять налогоплательщику, если платеж потерялся?
Прежде всего нужно запросить сверку расчетов с бюджетом, например, в виде Справки о состоянии расчетов. Результаты сверки могут быть оформлены и актом, подписанным налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налоговой службы. Получение акта сверки расчетов позволит налогоплательщику оперативно реагировать на возникновение разногласий с ИФНС.
Затем необходимо как можно быстрее отправить письмо в налоговую о розыске платежа, образец которого приведен далее. К письму надо приложить документы, которые подтвердят факт осуществления платежа по налогу. Такими документами являются:
-
платежное поручение на уплату налога,
-
выписка из банка.
Если платежка была оформлена в бумажном виде – следует приложить экземпляр, имеющий отметку банка (штамп учреждения и подпись оператора, проводившего операцию). Если же платежное поручение оформлялось в электронной форме – к письму в ИФНС надо приложить его распечатку и уведомление банка о приеме платежки к исполнению (обязательно должна быть указана дата приема).
Как составить письмо в ИФНС
Письмо в налоговую о розыске платежа не имеет установленной законодательством формы. Чаще всего его составляют в произвольной форме на фирменном бланке или на обычном листе формата А4. Письмо должно содержать стандартные реквизиты деловой документации.
Структура документа следующая:
-
«Шапка». Здесь указывают название налоговой инспекции, ее адрес, также в «шапке» документа следует прописать наименование организации, отправившей письмо, ее юридический адрес, ИНН, КПП, ОГРН.
-
Основная часть. Здесь надо подробно изложить суть проблемы: когда именно платежное поручение было передано на исполнение и в какой форме. Также надо указать сумму платежа и реквизиты платежного поручения, которым перечислялся налог. После этого надо в вежливой форме обратиться с просьбой разыскать пропавший платеж.
-
В заключительной части указывают, какие документы приложены к письму в качестве подтверждения.
Документ должен подписать руководитель организации-отправителя. Также можно поставить печать юридического лица.
Особенности предоставления письма
Законодательство официально не регламентирует, каким именно способом письмо должно быть передано в ИФНС. Налогоплательщики имеют право предоставить документ следующими способами:
-
лично принести в налоговую инспекцию;
-
передать через представителя, предварительно оформив доверенность;
-
отправить по почте ценным письмом с описью вложения;
-
отправить по телекоммуникационным каналам связи, заверив документ электронной цифровой подписью.
Лучше всего предоставить письмо с прилагающимися документами непосредственно в налоговый орган, тогда на нем сразу будет поставлена отметка о принятии инспекцией.
Сотрудники налоговой инспекции в 30-дневный срок должны рассмотреть письмо и разыскать платеж. При необходимости будет проведена сверка расчетов с налогоплательщиком. Если налоговая служба примет положительное решение – платеж уточнят на дату фактической уплаты налога, а начисленные пени аннулируют.
Если ИФНС после получения всех необходимых документов признает обязанность по уплате налога неисполненной – налогоплательщик может попытаться обжаловать это решение сначала в вышестоящей налоговой инспекции, а затем в арбитражном суде.