Наличие недвижимого имущества на балансе организации автоматически делает последнюю плательщиком налога на имущество. В отличие от физлиц, расчет по данному сбору для которых производят сами налоговики, рассылая готовые квитанции с суммами к уплате, компании обязаны рассчитывать налог самостоятельно. Порядок расчета налога на имущество организаций мы и рассмотрим в данном материале.
Налог на имущество на федеральном и региональном уровне
Общие правила, когда производится расчет налога на имущество, определены в главе 30 Налогового кодекса. В то же время региональные власти устанавливают более детальный порядок перечисления платежа и отчетности по нему для конкретного субъекта РФ.
Есть два основных параметра, связанных с исчислением суммы налога на имущество, общие принципы по которым установлены в Налоговом кодексе, но могут видоизменяться введением в действие местных законов.
Во-первых, это ставка налога. Так, например, статьей 380 Налогового кодекса установлен верхний предел размера налога для общих случаев – 2,2%. В той же статье говорится, что местные власти самостоятельно определяют свои ставки платежа в пределах данного значения, на которые в конечном итоге и должны ориентироваться налогоплательщики данного региона страны.
Другая особенность в том, что отчетные периоды по налогу на имущество в разных субъектах могут не совпадать. Это опять же связано с общими положениями Налогового кодекса. Общий расчет платежа компании обязаны производить по итогам года. Но порядок исчисления налога на имущество организаций – авансовый, что означает необходимость рассчитываться с бюджетом по окончании 1 квартала, полугодия и 9 месяцев. Но на уровне субъекта РФ эта обязанность перечислять налог по частям ежеквартально может быть отменена. В этом случае налог на имущество уплачивается общей суммой по окончании года. Более того, власти региона имеют полномочия в том числе и устанавливать срок оплаты авансов по налогу, а также дату перечисления годового платежа.
В то же время несмотря на некоторую вариативность в расчете налога на имущество организаций, связанную со ставками налога и отчетными сроками, есть один неизменный для всех плательщиков подход к определению налоговой базы для расчета платежа. Она в свою очередь определяется двумя способами для каждого из двух существующих с точки зрения Налогового кодекса видов имущества.
Расчет имущественного налога по среднегодовой стоимости
Первый вариант определения налоговой базы – условно говоря, традиционный. Он применяется по умолчанию.
Юрлица признаются плательщиками имущественного налога тогда, когда у них на балансе числится имущество, являющееся объектом налогообложения, проще говоря – основные средства. К таковым может относиться дорогостоящее оборудование, автомобили, прочие механизмы, а также недвижимость. При этом для расчета налога на имущество учитываются не все основные средства. Обо всех возможных исключениях рассказывается в статье 374 Налогового кодекса. Так, в состав облагаемого имущества не попадают ОС из первой и второй амортизационной группы. Напомним, что распределение конкретных ОС между теми или иными группами производится исходя из Постановления Правительства РФ № 1 от 1 января 2002 года, либо же на основании технических условий и рекомендаций производителей, если объект имущества в перечне классификатора не прописан.
Далее, в расчете налога на имущество не участвуют такие специфические активы, как объекты культурного наследия, суда, зарегистрированные в международном реестре, объекты природопользования, некоторые другие объекты. Конечно, к большинству коммерческих компаний последнее не относится, поскольку владеют подобным имуществом сравнительно небольшое число собственников, однако не сказать о самом существовании таких исключениях нельзя.
Традиционная формула расчета налога на имущество организаций учитывает среднюю стоимость объектов, включенных в налоговую базу. Она в свою очередь определяется исходя из показателя остаточной стоимости имущества, то есть разности между стоимостью объекта по данным счета 01 «Основные средства» и отраженной по счету 02 по этим же объектам амортизации. Данные показатели определяются на каждое 1 число месяца отчетного периода.
Пример расчета налога на имущество
Рассмотрим пример расчета налога на имущество исходя из остаточной стоимости имущества в течение года по следующим данным:
Дата
Остаточная стоимость имущества
01.01.2017
35 450 рублей
01.02.2017
34 190 рублей
01.03.2017
35 451 рублей
01.04.2017
34 191 рублей
01.05.2017
246 345 рублей
01.06.2017
242 885 рублей
01.07.2017
239 425 рублей
01.08.2017
235 965 рублей
01.09.2017
438 760 рублей
01.10.2017
434 090 рублей
01.11.2017
429 420 рублей
01.12.2017
424 750 рублей
01.01.2018
420 080 рублей
Средняя стоимость имущества за 2017 года составит:
(35 450 + 34 190 + 35 451 + 34 191+ 246 345 +242 885 +239 425 + 235 965 + 438 760 + 434 090 + 429 420 + 424 750 + 420 080) / 12+1 = 250 077,77 рублей
Полученная по приведенной формуле средняя годовая стоимость имущества умножается на ставку налога. При действующей стандартной ставке 2,2% годовая сумма налога на имущество составит:
250 077,77 х 2,2% = 5502 рубля.
Из полученной суммы вычитаются авансовые платежи, перечисленные в течение года, – в том случае, если они установлены в данном субъекте РФ, и компания-налогоплательщик их уплачивала.
Сами же авансовые платежи по налогу на имущество рассчитываются по тому же принципу. В расчет включаются показатели остаточной стоимости на 1 число каждого месяца периода плюс следующий месяц. Делить полученную сумму нужно соответственно на 3+1, 6+1 или 9+1. Но в отличие от годового платежа, сумма аванса по налогу на имущество определяется как произведение средней стоимости имущества на региональную ставку налога, деленную на 4. Без такого четырехкратного уменьшения расчетной суммы аванса к концу года получалась бы значительная переплата по налогу.
Расчет налога на имущество по кадастровой стоимости
Второй способ расчета имущественного налога строится не на общей среднегодовой стоимости всех объектов, а на кадастровой стоимости отдельных объектов на 1 января налогового периода. Данный вариант применяется в отношении недвижимости, по которой эта кадастровая стоимость установлена. Она в данном случае и есть – налогооблагаемая база для расчета налога на имущество. И соответственно из налоговой базы, рассчитанной описанным чуть выше способом определения среднегодовой стоимости, такие объекты нужно исключать.
По недвижимости с определенной кадастровой стоимостью, квартальный аванс по имущественному налогу должен определяться, как ¼ произведения кадастровой стоимости объекта на ставку налога. Если в течение года количество таких объектов недвижимости на балансе компаний не меняется, то все авансовые платежи будут одинаковы. Но опять же, и в этом случае авансы уплачиваются, только если они предусмотрены местным законодательством. Если же авансы не предусмотрены, уплата налога производится один раз в год по его окончании, а сумма платежа не разбивается на квартальные части.
Надо сказать, что в настоящее время в большинстве регионов страны кадастровая стоимость определена в отношении жилой недвижимости, офисных и административных зданий, торговых и деловых центров и других подобных объектов. Если по каким-то причинам объект все же не имеет кадастровой стоимости на 1 января отчетного года, то расчет налога на имущество по нему осуществляется по варианту среднегодовой стоимости, причем даже если в течение отчетного года местные власти проведут его кадастровую оценку. То есть по таким объектам подход в расчете налога на имущество изменится после наступления очередного календарного года.