Где вести воинский учет: в головной организации или в подразделении
Законодательно установлена только обязанность ведения воинского учета (ВУ) для всех сотрудников компаний и предприятий (№ 61-ФЗ «Об обороне» от 31.05.1996, пп. 6 п. 1 ст. 8; № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998, п. 7 ст. 8; Положение № 719 от 27.11.2006). Конкретный порядок ВУ в основной организации или ее филиалах никакими законами и иными нормативно-правовыми актами не регламентирован.
Как вести воинский учет обособленного подразделения в другом городе?
Юридическое лицо вправе разработать не только собственный порядок воинского учета, но и определить:
- Где вести воинский учет - в головной организации или в обособленном подразделении (ОП). То есть в филиале можно вести учет военнообязанных граждан за основную организацию.
- Кто будет ответственным за организацию ВУ - один работник на все подразделения или в каждом назначить своего ответственного.
- Технологию воинского учета по организации в целом и в отдельных подразделениях, офисах, филиалах.
Все мероприятия по организации воинского учета необходимо не только разработать, прописать в Плане работ по ведению ВУ, утвердить в рамках всей организации, но и согласовать в военном комиссариате как в подразделении ВК по месту регистрации головной организации, так и в местах фактического расположения обособленных подразделений.
Может ли организация вести воинский учет по договору аутсорсинга, в том числе если общая численность работников - 30 человек? Ответ на этот вопрос есть в «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ. Это бесплатно.
Воинский учет в обособленном подразделении организации с точки зрения задач ВУ
Для правильной организации воинского учета в разветвленной компании обратимся к сути понятия воинского учета, которое изложено в п. 2 Положения 719:
Где состоят на воинском учете обособленные подразделения?
Основной задачей военных комиссариатов и субъектов, выполняющих их функции по организации первичного воинского учета, является обеспечение наиболее полной и своевременной явки всех призывников и военнообязанных лиц на определенные мероприятия. Первоначально все граждане, пребывающие в запасе ВС РФ, и призывники должны явиться по повестке в военкомат по месту своей приписки.
То есть особое значение имеет именно фактическое местонахождение военнообязанного или призывника. Поэтому такое большое внимание в воинском учете уделяется своевременному изменению учетных данных при перемещениях военнообязанных.
Вот и делаем вывод, что организовывать воинский учет в обособленных подразделениях и филиалах нужно с максимальным удобством для военнообязанных и ответственных за ВУ, чтобы выполнить все призывные и мобилизационные предписания на местах.
В связи с вступлением в силу закона № 127-ФЗ от 14.04.2023 и запуском проекта по созданию Единого реестра по воинскому учету в России расширяются возможности для электронного документооборота с военкоматами: вручения повесток, передачи уведомлений об изменениях в сведениях военнообязанных, межведомственного обмена сведениями по лицам, пребывающим в запасе ВС РФ, и лицам призывного возраста. В дальнейшем это позволит систематизировать воинский учет и внутри крупных компаний с разветвленной структурой. Разберем, как вести воинский учет в филиалах и обособленных подразделениях на примерах.
Ведение воинского учета в обособленном подразделении организации
Разберемся с конкретными задачами и трудностями, которые могут возникнуть у организации с несколькими географически разделенными структурными подразделениями.
Пример 1. Головная организация имеет большой штат сотрудников в региональных обособленных подразделениях - небольших офисах по удаленному предоставлению услуг.
С такой структурой часто функционируют финансовые организации, компании по предоставлению консалтинговых услуг и аутсорса. Весь объем услуг выполняется на головном предприятии, на местах специалисты просто ведут прием и оформление пакетов документов работников, подлежащих воинскому учету.
В такой ситуации целесообразно всю подготовительную работу по организации ВУ провести в головной фирме, в том числе разработку Положения по ВУ и Плана работы по ведению ВУ. Положение можно разработать с указанием всех филиалов по регионам, чтобы на местах новых документов не делать, а всем филиалам пользоваться единым пакетом документов.
Пример 2. Основная компания и региональные структурные подразделения имеют большие штаты сотрудников, в том числе и военнообязанных.
Тут можно действовать по варианту из Примера 1. Но в случае каких-то особых условий функционирования или взаимодействия с подразделениями военкоматов на местах можно создать отдельные военно-учетные столы и индивидуальные планы работ по воинскому учету в каждом обособленном подразделении.
Пример 3. Головная организация имеет минимум сотрудников, основной штат сосредоточен на местах функционирования компании.
Компания занимается забором, розливом и продажей природной минеральной воды. Юридически фирма зарегистрирована в Москве, но там работают только гендиректор, главный бухгалтер и юрист, причем все они невоеннообязанные. Основные функции выполняют структуры в регионах:
- на территории Кавказских Минеральных вод (самое крупное подразделение);
- в Ставропольском крае;
- в Кабардино-Балкарии;
- в Карачаево-Черкесии.
Самое большое подразделение в г. Пятигорске географически расположено поблизости от остальных обособленных подразделений. В таком случае генеральному директору правильно будет принять решение о назначении главного ответственного за ведение ВУ именно в Пятигорском филиале, а в других филиалах назначить ему помощников. Возможно, штат в целом по компании невелик и главный ответственный в Пятигорске сможет самостоятельно вести воинский учет по всем филиалам.
Особенности заполнения отчетных форм для военкомата
Бланк по теме: Карточка учета (форма 18) для военкоматаБольшинство отчетных форм для организаций не предусматривает указания, головная организация заполняет форму для военкомата или ее обособленное подразделение. Сведения указываются только в учетной карточке предприятия по форме 18.
Если обособленное подразделение компании имеет военкомат приписки, отличный от подразделения ВК, к которому приписана головная организация, ему нужно заполнять все отчетные формы по своему штатному составу и сдавать их в свой ВК. Будет это делать централизованный ответственный за ВУ или сотрудник на месте, значения не имеет. Сведения должны быть актуальными для подразделения в регионе, обновляться через уведомления в ВК приписки подразделения и предоставляться в отчетные сроки по формам, разработанным в региональном ВК.
Сверка сведений по военнообязанным в обособленных подразделениях
Проводится и сверка сведений о гражданах, пребывающих в запасе ВС РФ и состоящих в штате обособленного подразделения, - с военкоматом приписки этого ОП. Так что целесообразно проводить сверку силами регионального подразделения по возможности.
Кроме того, в штате могут быть иногородние сотрудники, которые не относятся ни к одному из подразделений ВК, к которым приписаны отделения и филиалы юридического лица. Сверку по уведомлениям делают именно с ВК его приписки, то есть документы необходимо ценными письмами или нарочно направлять в адрес иногороднего ВК. Это подтверждается как многими постановлениями муниципальных образований, так и письмом Минобороны РФ № 207/6/3665 от 06.10.2023.
Итоги
Согласно нормам законодательства РФ, юридическое лицо вправе полностью самостоятельно определять порядок ведения воинского учета в головной организации и ее обособленных подразделениях. При этом даже необязательно, чтобы ВУ осуществлялся именно в административном подразделении компании. Его может вести ОП, в котором есть квалифицированный специалист или большое количество военнообязанных сотрудников.
Главное правило воинского учета: предоставление сведений по гражданам, пребывающим в запасе ВС РФ, и призывникам должно осуществляться в военкомат, к которому гражданин приписан. Для оптимизации ВУ законодательно прописан порядок электронного документооборота с военкоматами, чтобы максимально совместить учет военнообязанного с местом его фактического проживания или пребывания.