Бухучет: инвентаризация

13.12.2023
0
Ведение бухучета в организации предполагает своевременное и непрерывное отражение всех хозяйственных операций, имеющих значение для формирования представления о состоянии дел в компании в целом. Разумеется, каждый факт хозяйственной деятельности должен отражаться корректно. Соблюдение этого правила обеспечивает достоверность ведения учета всей компании. Таким образом, правильность отражения тех или иных операций должна отслеживаться и проверяться. Отсюда следует периодическая необходимость проведения инвентаризации.

Инвентаризация как способ ведения бухгалтерского учета

Необходимость проведения инвентаризации установлена ст. 11 закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В ней говорится, что подобной проверке подлежат обязательства и активы компании, которые были отражены в бухучете. Инвентаризация имущества и обязательств в данном случае — это проверка и документальное подтверждение их наличия, состояния и оценки. Подобное определение следует из п. 26 приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.

Таким образом, если говорить об инвентаризации, как о способе ведения бухучета, то под такой процедурой подразумевается выявление фактического наличия в организации соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров учета.

Сроки и порядок проведения инвентаризации

Порядок и сроки проведения инвентаризации, а также, случаи, в которых данную процедуру необходимо проводить, определяются компанией самостоятельно. Также, фирма сама определяет перечень объектов, подлежащих подобной проверке. Однако, есть ряд случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным. Они установлены п. 27 приказа 34н.

Так, обязательную инвентаризацию активов и обязательств необходимо проводить:

  • при передаче имущества компании в аренду (его продаже, выкупе);
  • перед составлением годовой бухотчетности — в данном случае действует исключение: не требуется инвентаризировать имущество, если проверка по нему была проведена после 1 октября текущего года. Причем, инвентаризация объектов ОС может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. Предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вправе проводить инвентаризацию сырья, материалов и товаров в те периоды, когда их остатки минимальны;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов порчи либо хищения имущества (злоупотребления им);
  • при возникновении чрезвычайной ситуации в экстремальных условиях, которая могла повлиять на состояние активов компании (например, это может быть пожар, стихийное бедствие);
  • при ликвидации или реорганизации фирмы;
  • в иных предусмотренных законодательством РФ случаях.

Таким образом, инвентаризация, как один из способов ведения бухучета, в описываемых ситуациях является обязательной не только по закону, но и с точки зрения логики. Ведь без проведения данной проверки активов и обязательств во всех перечисленных случаях было бы трудно говорить об обеспечении достоверности данных учета организации в будущем.

Отражение результатов инвентаризации

Если по итогам инвентаризации были выявлены расхождения данных, то их нужно отразить в бухучете. Указанная проверка в данном случае будет являться инструментом исправления ранее допущенных ошибок или обнаруженных нестыковок в учетных данных. Выявленные расхождения отражаются в учете в том квартале, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Пример:

В порядке подготовки к подведению итогов года и последующему составлению годовой бухотчетности ООО «Альфа» ежегодно проводит инвентаризацию собственных активов по состоянию на 1 декабря отчетного (текущего) года. В результате проведения инвентаризации на 1 декабря 2023 года выявлены и отражены в учете следующие расхождения:

Дт 10 Кт 91-1 — оприходованы излишки материалов, выявленные при проведении инвентаризации (по рыночным ценам).

Дт 41 Кт 91-1 — оприходованы излишки товаров, выявленные при проведении инвентаризации (по рыночным ценам).

Дт 94 Кт 10 — отражена выявленная недостача материалов.

Дт 20 Кт 94 — списана недостача материалов в пределах норм естественной убыли.

Дт 91-2 Кт 94 — списана недостача сверх норм естественной убыли (при отсутствии работников - виновных лиц).

Какие еще проводки могут быть составлены при инвентаризации, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, то получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Итоги

В целях обеспечения достоверности данных бухучета в организации обязательно должна быть проведена инвентаризация. Она представляет собой один из способов ведения учета. Примеры проводок при инвентаризации приведены выше в статье.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере налогообложения, финансов и права. Общий стаж профессиональной деятельности с 2014 года. За это время успешно работал на должности сотрудника городской инспекции ФНС РФ в отделе камеральных налоговых проверок. Автор множества публикаций по практическому применению законодательства в сфере налогообложения, трудового права, финансов для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончил экономический факультет Юго-Западного государственного университета по специальности «Экономист, специалист по налогообложению».

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Бухгалтерский учет
Оставить комментарий