Представитель Центробанка на Финансовом конгрессе ЦБ пояснил, что под периодом охлаждения понимается некий срок, когда потребитель сможет отказаться от приобретенного им финпродукта.
Такой период нужен для сокращения рисков, связанных с инвестированием.
Это будет закреплено специальным нормативным актом, начинающим действовать с 01.01.2025 г.
Представитель ЦБ РФ указал, что нововведения исходят из общего предположения о возможности защиты посредством периода охлаждения гражданина от навязывания и от мисселинга — ситуации, когда потребителю предлагают продукт, не соответствующий его реальным потребностям или интересам.
Точный срок периода охлаждения будет зависеть от категории финансового инструмента:
- 30 суток – если расторгается соглашение, в рамках которого еще нет активов;
- 3-5 суток с возможностью выхода по цене входа, если договор связан с активами. Тогда покупка не совершается, но деньги вносятся, и в пределах 3-х дней гражданин вправе их отозвать. Если инвестор не меняет своего решения, то по истечении 3-х суток сделка совершается по цене на день покупки.
Эти схемы предлагаются для ИИС, открываемые через агентов. Если потребитель открыл ИИС самостоятельно, перевел на него деньги и купил активы, он сможет из них выйти по цене рынка.
Указанные предложения новые и ранее законодательно они не закреплялись. Но в случае открытия ИИС-3 через посредника, разработанный другим профессиональным участником, регулятор инициирует контрольные мероприятия при поступлении жалоб. В случае выявления нарушений станут применяться меры юридической ответственности, вплоть до заморозки продаж.
***
Период охлаждения для ИИС-3, анонсированный Банком России, как и для инвестиционного страхования жизни, может оказаться весьма полезным новшеством. Стоит заметить, что среди владельцев таких инвестиционных счетов и участников программ долгосрочных инвестиций достаточно много физлиц, которые раньше даже не задумывались об инвестировании собственных средств.
Для них покупка инвестиционных продуктов и активов может оказаться достаточно сложной задачей, особенно под давлением рекламы. Высока вероятность, что выполнены эти действия будут без должного анализа, что увеличивает риски потерь. Поэтому возможность отказаться от сделки в течение периода охлаждения (закрыть ее по цене покупки) – важный и нужный шаг.