Законопроект о землях для агротуризма требует доработки

03.11.2025
0
Депутаты Госдумы инициировали облегчение порядка перевода под сельский туризм земельных участков сельхозназначения, не занятых угодьями. В связи с этим ими внесен на рассмотрение соответствующий законопроект. На этапе рассмотрения законопроекта Правовым управлением Госдумы были выявлены существенные правовые препятствия.

Согласно законопроекту перевод земли под сельский туризм планируется проводить на основании утвержденных документов территориального планирования. Согласовывать бумаги и оценивать их соответствие целям развития сельского туризма будет Минсельхоз России.

Сегодня сельхоз участки можно использовать исключительно для ведения сельского хозяйства. Но для использования их в качестве туристических объектов и размещения там соответствующих построек необходим перевод в другую категорию. Однако действующее законодательство существенно ограничивает возможности аграриев в этом плане.

Об этом высказались и авторы инициативы, отметив, что серьезные ограничения сдерживают развитие сельского туризма вопреки росту интереса к таким объектам со стороны общества. Депутаты считают, что принятие нового закона даст возможность фермерам развивать перспективное туристическое направление и при этом не навредит ценным сельскохозяйственных земельным участкам.

Важно отметить, что развитие сельского туризма на сегодняшний день играет роль одного из приоритетных направлений госполитики в сфере развития АПК, как и иные виды туризма. А успех в этом направлении обеспечит занятость населения и станет базой дохода аграриев.

Однако правовым управлением ГосДумы обнаружены серьезные недостатки и противоречия в законопроекте по переводу сельхозземель под сельский туризм:

  1. Правовая неопределенность. В самом законопроекте и в федеральном законодательстве отсутствует четкое понятие объекта сельского туризма, в связи с чем появляются риски злоупотреблений и неверной трактовки.
  2. Противоречие действующему законодательству. Предложенный в проекте механизм изменения категории земель противоречит как существующему на сегодняшний день порядку, так и новому, который вступит в силу в марте следующего года.
  3. Несогласованность кодексов. Документ создает несогласованность норм сразу двух кодексов – Градостроительного и Земельного. В частности, проблема затрагивает определение ответственного за подготовку пакета документов и формирование участков.
  4. Отсутствие правового регулирования процедуры. При внесении законопроекта авторы не предусмотрели в нем порядка согласования Минсельхозом документации по планировке территорий, что также создает некую неясность.

Вместе с этим Правовое управление Госдумы отметило, что ранее на рассмотрение вносился схожий законопроект, где речь шла о винодельческих предприятиях. Предыдущий документ так и не был направлен в рассылку. В новой же редакции законопроекта № 1022048-8, виноделие не упоминается, однако логика упрощения перевода земель сохранилась. Из этого следует, что текущий законопроект является недоработанным и не может быть передан на дальнейшее рассмотрение.

Специализация: гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное право

В 2022 году окончила Юридический институт Луганского университета им. В. Даля по уголовно-правовому профилю.

Есть опыт работы судебным приставом, в настоящее время – ведущий юрисконсульт образовательной организации высшего образования. Оказывает услуги юриста по договорной работе, консультированию клиентов, представлению интересов в судах.

Вы прочитали экспертную статью
Здесь пишут статьи только профессионалы - юристы, бухгалтеры, налоговые консультанты. ИИ не используется.
Хотите стать автором проекта "Современный предприниматель"?
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Туризм и гостиничный бизнес
Оставить комментарий