Новый обзор судебной практики о защите прав потребителей
Верховный Суд выпустил новый обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей. В него вошли наиболее интересные и показательные процессы. Рассмотрим подробнее.
Травма в магазине – вина продавца
Если покупатель травмировался на обледеневшей лестнице магазина, он вправе взыскать компенсацию с продавца.
При этом совершенно не важно, купил пострадавший что-то в магазине или только собирался это сделать.
ВС указал, что покупателем является не только тот, кто уже совершил покупку, но и тот, кто намеревался ее совершить. А продавец в любом случае обязан обеспечить безопасность жизни и здоровья потребителем.
Для справки: под термином «продавец» подразумевается не сотрудник магазина, занимающий соответствующую должность, а сам магазин, то есть юридическое лицо или ИП, ведущие торговую деятельность.
Управляющие компании ответственны не только перед жильцами
Управляющие компании (УК) отвечают за качество своих услуг не только перед жителями обслуживаемых ими домов. Например, если упавший с крыши дома камень повредит автомобиль гражданина, не проживающего в доме, «подведомственном» УК, потерпевший имеет право на возмещение ущерба.
Технической сбой в интернет магазине – не повод менять цену
Продавец не имеет право менять цену интернет-заказа или вовсе отменить его после оплаты покупателем. Даже если изменение цены или отмена заказа вызваны техническим сбоем.
У покупателя нет ни обязанности, ни возможности распознавать технические ошибки в работе сайта интернет-магазина. Поэтому, если заказ оплачен, он должен быть выполнен.
Причем, даже если продавец или администрация маркет-плейса пропишут в правилах пользования (оферте) свое право отменить уже оформленный заказ, такое условие будет незаконным.
При некачественном устранении недостатка товар можно заменить
Если после устранения выявленного в товаре недостатка он проявляется вновь, покупатель имеет полное право на замену товара на аналогичный надлежащего качества.
Внимание: это распространяется на технически сложные товары, в том числе на автомобили.
Гарантийный срок при покупке квартиры – 2 года
Если квартира куплена не у застройщика, гарантийный срок на нее составляет 2 года, а не 5 лет, как многие думают. Разумеется, если в договоре не прописаны более длительные сроки.
5-летний гарантийный срок действует только в случае приобретения квартиры непосредственно у застройщика по договору участия в долевом строительстве.
Причем, этот срок установлен законом в качестве минимального, то есть застройщик может установить и более длительную гарантию.