Киберпреступники дотянулись до банковских карт, но банки с ними борются – информация Центробанка

03.06.2024
0
Центробанк заявил, что в первые 3 месяца 2024 г. банки успешно справились с почти 14 млн кибератак и предотвратили тем самым хищение денег клиентов на сумму 2 трлн руб. К этому привело введение новых правил, требующих от кредитных учреждений возмещать клиентам похищенные с банковских счетов средства.

В соответствии с новым ФЗ-369, начинающим действовать с 25.07.2024 г., все кредитные учреждения обязаны проверять номера карт и/или счетов получателей перед проведением перевода денег, чтобы убедиться, что они не включены в базу данных реквизитов, связанных с мошенническими схемами. Если банк переведет деньги на счет из данной базы без предварительной проверки или игнорируя полученные результаты, то он должен будет вернуть клиенту похищенную в результате этих действий сумму в полном объеме.

По сведениям ЦБ РФ, в первом квартале 2024 г. киберпреступники смогли украсть у клиентов банков 4,3 млрд руб., что на 6,3 % меньше, чем за сходный период предыдущего года. Большинство операций без согласия клиента были связаны с использованием карт (237,2 тыс. операций на сумму 1,9 млрд руб.) и транзакциями через систему быстрых платежей (41 тыс. операций на сумму 1,1 млрд руб.).

Центральный Банк также отметил, что в первом квартале 2024 г. киберпреступники наиболее часто использовали методы социальной инженерии для похищения денег, причем этот показатель увеличился почти на 15 % по сравнению со средним значением за предшествующие четыре квартала 2023 г. Количество фишинговых атак и использование вредоносных программ сократилось на 30 % и 52 % соответственно.

Некоторые крупные банки уже внедрили сервисы для защиты средств клиентов от кражи киберпреступниками. Например, сервис "Нейрощит" от Тинькофф Банка с сентября 2023 г. по февраль 2024 г. помог предотвратить хищения на общую сумму 170 млн руб. Сбербанк за 2023 г. сохранил средства клиентов на общую сумму 300 млрд руб.

По инициативе ЦБ РФ были заблокированы 14,8 тыс. мошеннических интернет-ресурсов и страниц в соцсетях, а также направлены данные операторам связи о 48,6 тыс. телефонных номеров, используемых злоумышленниками, в целях их блокировки.

***

Ожидается, что принятие нового закона о противодействии мошенничеству, заставит российские банки еще более ужесточить проверки операций клиентов. Действительно, в переносе убытков клиентов из-за действие мошенников на балансы банков (так и будет, когда финансовые организации вынуждены будут на основании закона возвращать украденные деньги клиентам) ни владельцы, ни сотрудники предприятий банковского сектора не заинтересованы.

Уже сейчас их системы мониторинга более-менее успешно справляются со значительным числом попыток хищения клиентских средств. Об этом говорят приведенные цифры – 2 трлн руб. сохраненных денег можно считать реальным достижением. Остается один вопрос: насколько ужесточение алгоритмов мониторинга станет препятствием для нормальных операций клиентов банков? Впрочем, очевидно: и ЦБ РФ, и банковский сектор рассчитывают, что последние потерпят, предпочитая надежную защиту своих средств.

Специализация: Гражданское, земельное, трудовое, уголовное право

Имеет более 15 лет юридического стажа в крупных холдингах Юга России.
Обладает опытом в области договорной и претензионной работы, мирного разрешения споров, судебного взыскания долгов и оспаривания прав на имущество.

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Инвестирование: способы и стратегии
Оставить комментарий