Центробанк взялся решить проблему незаконных блокировок банковских счетов граждан

Сегодня
0
Банк России обратил внимание на рост жалоба на неоправданные блокировки банковских счетов. Дабы устранить эту проблему регулятор принимает меры по оптимизации сотрудничества с финансовыми учреждениями – говорится в сообщении ЦБ на официальном канале Telegram.

Центробанк сделал заявление о том, что фиксируется устойчивый рост жалоб на незаконные ограничения деятельности банковских счетов. Именно поэтому регулятор активно работает над совершенствованием механизмов передачи данных между Банком России и банками.

Для справки: согласно закону №161-ФЗ от 27.06.2011 «О национальной платежной системе», кредитные организации вправе временно замораживать счета и приостанавливать проведение транзакций в целях противодействия финансовым преступлениям (например, деятельности дроп-сервисов, когда третьи лица участвуют в переводе похищенных денежных средств).

Счета могут подвергнуться заморозке в случае наличия информации о них в специальной базе данных Центробанка, куда заносятся данные обо всех выявленных попытках несанкционированных переводов. Информация попадает туда либо через обращения пострадавших от мошенников граждан, либо посредством сообщений правоохранительных органов о фигурантах уголовных дел.

Бывают ситуации, когда законопослушные граждане сталкиваются с временными ограничениями в доступе к своим средствам вследствие участия в операциях с цифровыми активами, ранее приобретенными преступным путем. Поэтому регулятор инициирует разработку механизма реабилитации невиновных пользователей совместно с Министерством внутренних дел.

ЦБ планирует представлять клиенту информацию о причине блокировки его счета, что позволит быстрее разобраться в возникшей ситуации путем связи с банком отправителя платежа; в случае возбуждения уголовного дела, клиент сможет получить сведения о конкретном отделении полиции, ведущем расследование.

В рамках повышения прозрачности взаимоотношений банка и клиента летом текущего года было выпущено специальное разъяснительное письмо ЦБ, предписывающее банкам уведомлять владельцев заблокированных счетов о конкретных положениях законов (ФЗ-161 или ФЗ-151), на основании которых проводилась операция по приостановлению обслуживания, а также рекомендовать дальнейшие шаги по восстановлению полного доступа к услугам банка.

***

Возросший поток жалоб связан с усилением коммерческими банками борьбы с мошенниками, в том числе, дропперами. При этом нередко в базы данных ЦБ РФ ли МВД попадают сведения о добросовестных клиентах. Причин для этого достаточно много. В качестве основных, доставляющих проблемы именно честным пользователям, называют ошибки в базах данных, несовершенство программного обеспечения для финансового мониторинга, работающего в банках, а также значительно возросшую нагрузку на службы безопасности кредитных организаций.

Баланс в мерах по противодействию мошенникам и интересами добросовестных клиентов пока не найден. В настоящее время пользователи получают только информацию о введении блокировок или ограничений в отношении их счетов и нормативных актах, на основании которых принято такое решение. Какая конкретно операция стала причиной принятия мер, банки клиентам не сообщают. В результате не только усложняется процесс подачи жалоб, но и отмечаются нарушения некоторых основополагающих права граждан. Ситуация непростая, Центробанк разрабатывает целый комплекс мер по ее решению.

Специализация: Гражданское, земельное, трудовое, уголовное право

Имеет более 15 лет юридического стажа в крупных холдингах Юга России.
Обладает опытом в области договорной и претензионной работы, мирного разрешения споров, судебного взыскания долгов и оспаривания прав на имущество.

Вы прочитали экспертную статью
Здесь пишут статьи только профессионалы - юристы, бухгалтеры, налоговые консультанты. ИИ не используется.
Хотите стать автором проекта "Современный предприниматель"?
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Инвестирование: способы и стратегии
Оставить комментарий