Является ли логотип рекламой?
Что такое логотип
Логотип – это оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы. Фирма специально разрабатывает его, чтобы привлечь внимание к ней и к ее товарам. Такое определение логотипа дано в письме Минфина России от 12.09.2014 N 03-03-06/1/45762, а также встречается в судебной практике.
Логотип можно регистрировать как товарный знак (ст. 1482 Гражданского кодекса РФ).
Статья по теме: Как получить разрешение на размещение рекламы Разрешение на рекламу – это документ, который компании и предприниматели обязательно должны получить в случаях, установленных законом. В этой статье выясним все тонкости получения разрешения на наружную рекламу (рекламную конструкцию). ПодробнееВ любом случае, логотип является результатом интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средством индивидуализации организации, товара, работы, услуги, предприятия (п. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, логотип признается объектом рекламирования, то есть рекламой. Такое мнение высказано Минфином России в упомянутом выше письме, а также рядом судов.
Например, в одном случае суд признал рекламными конструкциями вывески с указанием логотипов магазина "Pet House Зообутик / лучшие товары для ваших питомцев", которые являются товарными знаками ответчика (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2022 N 08АП-2344/2022 по делу N А46-20344/2021).
Вопрос по теме: Является ли товарный знак средством рекламы? ПодробнееНо и с логотипом не все однозначно. Если он зарегистрирован как товарный знак компании, содержащая логотип информация не всегда считается рекламой. Разъяснения на этот счет дала ФАС России в п. 3 письма от 27.12.2017 N АК/92163/17.
Еще очень интересна позиция ФАС России по поводу сувенирной продукции с логотипами – остановимся на ней подробно.
Мнение ФАС России
Служба еще в 2006 году поясняла, что нанесение логотипов или товарных знаков на сувенирную продукцию - авторучки, футболки, пакеты, календари и прочее - осуществляется в рекламных целях. Правда, так и не определилась, как быть с такой продукцией для сотрудников своей же компании.
В одном письме ФАС России посчитала такие логотипы и товарные знаки рекламой во всех случаях. То есть когда продукцию распространяют сотрудникам, партнерам организации или третьим лицам, в том числе бесплатно. А в другом случае указала, что логотипы и товарные знаки на сувенирах и одежде нельзя считать рекламой, когда они нужны самой компании (ее сотрудникам) и используются для собственных нужд. Например, как канцтовары или униформа работников (письма от 23.01.2006 N АК/582, от 30.10.2006 N АК/18658).
Подробнее о штрафах за рекламу без разрешения можно узнать здесь.