Включаются ли субсидии в доходы при ЕСХН?
Кто может применять ЕСХН
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) − это специальный налоговый режим, предназначенный для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в России. Он заменяет собой уплату ряда федеральных, региональных и местных налогов, упрощая налоговую нагрузку и бухгалтерский учет. Право на применение ЕСХН имеют организации и ИП, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также перерабатывающие ее и реализующие, при условии, что доход от реализации такой продукции составляет не менее 70 % в общей сумме доходов.
Таким образом, специальный налоговый режим ЕСХН могут применять только предприятия, осуществляющие деятельность в сельском хозяйстве. Это также могут быть организации и ИП, осуществляющие деятельность по оказанию услуг с/х товаропроизводителям. Полный перечень категорий, которые можно отнести к сельскому хозяйству, приведен в пункте 2 статьи 346.2 НК РФ.
Субсидии на ЕСХН
Субсидии ЕСХН представляют собой одну из форм государственной поддержки сельхозпроизводителей, находящихся на этом специальном налоговом режиме. Их целью является стимулирование развития сельского хозяйства, повышение его конкурентоспособности и обеспечение продовольственной безопасности страны.
Субсидии для плательщиков ЕСХН могут предоставляться по различным направлениям:
- Поддержка растениеводства: компенсация части затрат на приобретение семян, удобрений, средств защиты растений, а также на проведение агротехнических мероприятий.
- Поддержка животноводства: субсидирование производства молока, мяса, шерсти и других видов животноводческой продукции. Возмещение части затрат на приобретение племенного скота, кормов и ветеринарное обслуживание.
- Поддержка технической модернизации: компенсация части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования и внедрение современных технологий.
- Кредитование: субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым сельскохозяйственными производителями для развития производства.
- Программа поддержки начинающих фермеров: предоставление грантов и единовременной помощи для организации и развития крестьянских (фермерских) хозяйств.
Поддержка может быть осуществлена в различных формах, включая прямые выплаты, компенсацию части затрат, льготные кредиты и др.
Конкретные условия предоставления субсидий ЕСХН, их размеры и порядок получения определяются региональными и федеральными органами власти. Обычно они зависят от вида сельскохозяйственной деятельности, объемов производства, использования инновационных технологий и других факторов. Для получения субсидий необходимо соответствовать определенным критериям и подать заявку в уполномоченный орган.
Субсидии ЕСХН играют важную роль в поддержке малых и средних сельскохозяйственных предприятий, ИП, которые часто сталкиваются с трудностями в получении доступа к кредитным ресурсам и испытывают нехватку оборотных средств. Они позволяют им инвестировать в развитие производства, приобретать новую технику, внедрять современные технологии и повышать эффективность своей деятельности.
Как учитывать субсидии
Предприятия и ИП, работающие на ЕСХН, обязаны уплачивать единый сельскохозяйственный налог. Его ставка равна 6 % (в некоторых регионах она может варьироваться от 0 до 6 %). Налогооблагаемой базой считается разница между полученными доходами и подтвержденными расходами. При этом в доходах не учитываются поступления, перечисленные в статье 251 НК РФ.
Субсидии и другие целевые поступления не облагаются налогами, но это правило действует, например, для некоммерческих организаций (НКО). Организации и ИП на ЕСХН не относятся к НКО, поэтому поступление бюджетных средств необходимо учитывать в доходах организации. Это подтверждается в письме Минфина № 03-11-11/14239 от 15 марта 2016 года.
По общим правилам учет субсидий ЕСХН необходимо включать в состав внереализационных доходов на дату поступления (см. пункт 5 статьи 346.5 НК РФ). Однако, если бюджетные средства поступили в рамках поддержки малого и среднего бизнеса (по закону № 209-ФЗ в ред. от 31 июля 2025 года), отражать в учете их необходимо следующим образом:
- субсидия отражается в составе внереализационных доходов пропорционально произведенным расходам в течение 2 налоговых периодов с момента поступления;
- если к завершению второго налогового периода не все средства субсидии были израсходованы, то неиспользованная часть в полном объеме признается внереализационным доходом в указанном периоде.
Эти правила применимы к ситуации, когда средства сначала были получены, а затем потрачены на нужды в рамках ЕСХН.
Отражение субсидий в бухгалтерском учете
Государственная помощь учитывается на счете 86 «Целевое финансирование». Кредитовый оборот этого счета показывает поступление субсидий, а дебетовый − их расходование согласно утвержденной смете. Аналитический учет по счету 86 ведется по каждому виду полученной государственной поддержки.
Основные проводки по счету 86:
- Дт 51 Кт 86 − субсидия поступила на расчетный счет организации;
- Дт 86 Кт 91.1 − средства учтены в составе внереализационных (прочих) доходов.
А какие будут проводки в учете, если субсидия признается по мере фактического появления уверенности в получении этих средств (например, при заключении договора (соглашения) о предоставлении субсидии)? Ответ дали эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет регистрации в системе, получите демодоступ. Это бесплатно.
Итоги
При расчете налоговой базы для единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) учитываются субсидии, выделенные на поддержку предприятий, работающих в сфере сельского хозяйства. В случае, когда финансовая помощь предоставлена в рамках программ для малого и среднего бизнеса, ее учет в составе доходов осуществляется пропорционально фактически произведенным расходам, покрытым за счет этих средств. Этот порядок применяется в течение не более чем двух налоговых периодов, начиная с момента получения субсидии.