Должностная инструкция ведущего бухгалтера
Нормативные документы
Бланк по теме: Должностная инструкция заместителя главного бухгалтераДолжностная инструкция (ДИ) не является обязательным документом, поэтому ее форма не закреплена в законодательстве. Однако есть рекомендации по ее составлению.
При разработке ДИ нужно опираться на правила оформления документов, разработанных согласно ГОСТ Р 7.0.97-2016. Кроме общих рекомендаций, следует использовать справочники профессиональных стандартов. Для составления ДИ ведущего бухгалтера это квалификационный справочник (введен постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37) и приказ Минтруда России от 21.02.2019 № 103н «Об утверждении профессионального стандарта "Бухгалтер"» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2019 № 54154).
Обязана ли коммерческая организация применять профессиональный стандарт по должностям заместителя главного бухгалтера, ведущего бухгалтера? Ответ на этот вопрос есть в «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ. Это бесплатно.
Должностная инструкция ведущего бухгалтера
Согласно установленным нормативам, должностная инструкция ведущего бухгалтера в 2024 году должна утверждаться руководителем. Для этого в шапке документа с правой стороны располагают поле «УТВЕРЖДАЮ» с указанием должности руководителя и его Ф. И. О.
Ниже указывается название документа, его номер и дата составления. Должностную инструкцию (ДИ) можно сделать именную, на конкретного сотрудника, но после его увольнения нужно будет утверждать новый документ. Поэтому лучше делать документ на конкретную должность, без привязки к работнику.
Разработка ДИ
Чаще всего разработкой инструкции занимается специалист отдела кадров. Однако он не знает всех особенностей работы ведущего бухгалтера. Поэтому для разработки ДИ нужно привлекать главного бухгалтера. Именно он распределяет участки бухучета и знает, какой бухгалтер какую работу ведет.
Общие положения
В этом разделе прописываются требования к соискателю. Например, это может быть:
- образование;
- стаж работы;
- необходимые умения.
Здесь же указываются нормативные документы, которые сотрудник должен знать и уметь использовать в работе. Кроме этого, в первом разделе прописываются навыки, которые должны быть у соискателя на должность ведущего бухгалтера.
Обязанности
Здесь нужно прописать трудовые обязанности ведущего бухгалтера. Чем конкретнее это будет сделано, тем меньше спорных моментов возникнет в процессе работы. В разделе указываются счета, за которые отвечает ведущий бухгалтер, и операции в бухучете. В зависимости от участка работы бухгалтера здесь можно указать:
- внесение данных в регистры учета;
- обработку первичных документов;
- расчет заработной платы;
- обеспечение надлежащего хранения документов;
- подготовку документов к проверкам.
Если обязанности прописаны в трудовом договоре, то должностную инструкцию можно не делать.
Права
В этом разделе нужно указать, какие права имеет ведущий бухгалтер, согласно законодательству РФ, для выполнения своих трудовых обязанностей:
- получение информации в установленные сроки;
- знакомство с решениями руководства по финансовым вопросам;
- повышение квалификации;
- внесение предложений по улучшению работы.
Ответственность
Ведущий бухгалтер несет ответственность за выполнение своих обязанностей. Это можно прописать общей фразой или расписать конкретно.
В каждой организации своя специфика работы и распределение работы между бухгалтерами. При составлении должностной инструкции ведущего бухгалтера нужно опираться на эти особенности и прописывать их. Для основы инструкции можно использовать наш образец. Скачать его можно в начале данной статьи.
ДИ ведущего бухгалтера в бюджете
Работа бухгалтера в бюджете не сильно отличается от работы в хозорганизации. Должностная инструкция ведущего бухгалтера в бюджете разрабатывается по тем же принципам, что и других бухгалтеров. В нее нужно только внести специфику работы бюджетного учреждения. Это может быть знание:
- плана счетов бюджетной организации;
- работы с КБК;
- особых нормативных актов, например закона 44-ФЗ;
- основы формирования бюджета.
Разделы в ДИ могут быть такими же, как в рекомендациях по разработке инструкции, или отличаться. В нее можно вносить новые пункты и убирать ненужные.
После проверки документа его утверждает руководитель. Сотрудника знакомят с ДИ под подпись. Для лучшего выполнения обязанностей ему можно выдать второй экземпляр.
Статья по теме: Как быть, если сотрудник не подписывает должностную инструкцию? Вы столкнулись с ситуацией, когда работник отказывается подтвердить, что ознакомлен с должностной инструкцией (не ставит подпись на листе ознакомления или бланке, подтверждающем ознакомление с инструкцией). Рассказываем, как поступить, если работник отказывается подписывать должностную инструкцию, и несет ли работник ответственность за свой отказ. ПодробнееИзменение должностной инструкции
Если должностные обязанности ведущего бухгалтера расширились, то его должностную инструкцию нужно изменить. Перед внесением изменений нужно уведомить об этом работника за 2 месяца в письменном виде. Сотрудник должен дать свое согласие на внесение изменений.
После внесения правок в ДИ нужно заключить дополнительное соглашение с сотрудником, так как изменение трудовых обязанностей является изменением условий трудового договора. После этого издается приказ об изменении ДИ.
Если вносимые правки не затрагивают должностных обязанностей работника, можно изменить формулировку и ознакомить с редакцией ДИ сотрудника под подпись.
ИТОГИ
- Должностная инструкция нужна для распределения и закрепления обязанностей между специалистами.
- Четкая ДИ поможет организовать работу отдела и избежать спорных ситуаций.
- Должностная инструкция разрабатывается отделом кадров вместе с главным бухгалтером.
- Документ должен отражать специфику работы на участке бухучета.
- Если должностные обязанности прописаны в трудовом договоре, то ДИ можно не оформлять.