Должностная инструкция бухгалтера по учету материалов

29.05.2024
0
Команда СП
Материальный участок – важнейшая составляющая учетной системы предприятия. Любые ошибки и неточности, связанные с учетом ТМЦ, способны привести к серьезным для компании последствиям: штрафам, материальному ущербу, даже административной или уголовной ответственности. Вот почему к сотруднику, ведущему материальный участок, предъявляются особые требования, которые четко прописываются в должностной инструкции бухгалтера по материалам. Что это за документ? Каково его значение и содержание? Об этом и многом другом читайте ниже.
Образец должностной инструкции бухгалтера по учету материалов
Проверено экспертом

Должностная инструкция бухгалтера по учету материальных ценностей – что это такое и зачем она нужна?

Должностная инструкция представляет собой внутренний нормативный акт компании. Форма этого документа законодательно не регламентирована, так что он составляется в свободном порядке. В инструкции прописываются такие моменты:

Бланк по теме: Приказ об утверждении должностных инструкций Посмотреть Скачать
  • квалификационные требования к сотруднику, занимающему ту или иную должность;
  • права и обязанности работника;
  • ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей;
  • возможно, формы поощрения сотрудника.

Иногда должностная инструкция – это отдельный документ, в других же случаях она является приложением к договору и тогда уже имеет такую же юридическую силу, как и сам трудовой договор.

Закон не обязывает работодателей оформлять должностные инструкции для бухгалтеров по учету материальных ценностей. Но на практике все же целесообразно создать такой документ.

Во-первых, в трудовом договоре, текст которого обычно довольно лаконичен, сложно прописать все важные моменты, касающиеся деятельности сотрудника. Во-вторых, должностная инструкция играет важную роль как для работодателя, так и для сотрудника.

Работнику этот документ помогает:

  • оценить свои навыки, знания и опыт на предмет соответствия должности;
  • защищать свои права (например, избежать выполнения работы, не относящейся к его компетенции).

Для работодателя роль этого документа также весьма значима, потому что должностная инструкция:

  • способствует грамотному и эффективному разделению труда;
  • позволяет рационально выстроить отношения между всеми участниками трудового коллектива;
  • помогает проследить «цепочку» ответственности и т. д.

Иными словами, должностная инструкция – это действенное средство управления персоналом.

Установлены ли сроки действия и сроки хранения должностных инструкций? Ответ на этот вопрос есть в «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ. Это бесплатно.

Должностная инструкция бухгалтера по учету материалов – содержание

Как уже говорилось выше, законодательных требований к оформлению должностной инструкции не существует. Поэтому документ составляется в произвольной форме.

Текст инструкции должен быть лаконичным и емким, следует избегать дублирования информации. На практике чаще всего должностная инструкция бухгалтера материального стола включает несколько разделов:

  • общие положения;
  • требования к должности;
  • права бухгалтера по учету ТМЦ;
  • его обязанности;
  • ответственность за нарушение либо несоблюдение норм инструкции.

Рассмотрим каждую часть подробнее.

Общие положения

Здесь необходимо указать, что бухгалтером по учету ТМЦ может стать специалист со средним или высшим образованием в сфере бухгалтерского учета и экономики. В этом же разделе прописывается, кому подчиняется сотрудник, какими нормативными актами он должен руководствоваться в своей деятельности. Отдельно оговаривается порядок передачи полномочий бухгалтера на период его отсутствия.

Требования к должности

Часто этот раздел объединяется с предыдущим. Здесь отражается все то, что должен знать и уметь бухгалтер материального стола. Это прежде всего знание актуальной законодательной базы, основных форм и методов учета ТМЦ, внутреннего и внешнего документооборота компании и т. д. Сюда же относится владение автоматизированными учетными системами и программами.

Обязанности

В этом разделе следует как можно подробнее прописать обязанности бухгалтера материального стола. Конкретный их перечень во многом определяется размерами и спецификой деятельности компании. Обычно это такие моменты, как ведение бухгалтерского учета операций по обороту материалов, составление калькуляций, проведение инвентаризаций и т. д.

Права

Любой сотрудник, в том числе и бухгалтер по ТМЦ, обладает рядом прав. Прежде всего это право на получение от руководства документов и информации, в том числе конфиденциальной, необходимой для полноценной реализации возложенных на бухгалтера обязанностей. Сюда же можно отнести право на профессиональное развитие, право на ознакомление с решениями и проектами администрации относительно учета материалов и т. д.

Ответственность

В заключительном разделе подробно прописываются моменты, за которые ответствен бухгалтер по материалам. Как правило, это недобросовестное исполнение обязанностей, нанесение компании материального ущерба посредством действий сотрудника либо его бездействия, нарушение норм законодательства и т. д.

Представить, как примерно выглядит типичная должностная инструкция бухгалтера материального стола, поможет образец.

Скачать образец

Итак, должностная инструкция бухгалтера по материалам – это внутренний нормативный акт компании, составляемый в произвольной форме. В документе прописываются квалификационные требования к должности, права и обязанности сотрудника, ответственность за нарушение им норм законодательства и пунктов инструкции. Хотя закон и не обязывает оформлять этот акт, на практике должностные инструкции все же обычно разрабатываются. Для работодателя это эффективный инструмент управления персоналом, а для самого сотрудника – гарантия защиты его прав.

Образец должностной инструкции бухгалтера по учету материалов
Проверено экспертом
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Кадровое делопроизводство
Оставить комментарий