В процессе производственной деятельности любой компании довольно часто возникают ситуации, когда партнеры не выполняют обязательства по договорам поставки, аренды, перевозкам или другим соглашениям, не оплачивая приобретенные товары/услуги или задерживая выплаты на весьма внушительные сроки. Подобная необязательность контрагентов (не будем доискиваться до причин неуплаты) образует просроченную задолженность, а последующее бездействие компании-продавца – уже нереальную к взысканию дебиторская задолженность.
Говоря про взыскание дебиторской задолженности, имеют в виду именно просроченную, поскольку текущая, т. е. имеющаяся по условиям договора до определенного времени, является нормальным активом предприятия. Другое дело – долги, не полученные в срок! Так как суммы «дебиторки», выведенные из оборота, влияют на финансовое состояние фирмы и экономически существенно вредят кредитору, то возникает необходимость их возвращения. Алгоритм действий предприятия для устранения такого дисбаланса – тема настоящей публикации.
Способы сведения рисков возникновения проблемной дебиторской задолженности к минимуму
Финансовыми директорами компаний применяются весьма действенные методы, защищающие от возможности возникновения просроченных долгов по крупным сделкам. К ним относятся:
- требование поручительства третьих лиц;
- получение залога – фирма-кредитор сможет удовлетвориться стоимостью залогового имущества, если обязательства не будут выполнены. Придется лишь убедиться в праве владения залогодателя на эти активы;
- использование прогрессивной неустойки в соглашениях. К примеру, практикуют постепенное увеличение штрафной ставки в зависимости от длительности просрочки:
- 0,5% при неуплате долга в срок не более чем в 10 дней;
- 1% - за просрочку от 10 до 20 дней;
- 2% - на период от 20 дней и т.д. Применение прогрессивной шкалы одновременно компенсирует понесенные убытки и станет мерой ответственности по обязательствам;
- страхование рисков неуплаты по сделкам, т. е. кредитор может заключить договор страхования предпринимательского риска.
Кроме перечисленных способов обезопасить компанию от просроченных долгов можно добиться проведением предварительной оценки покупательской платежеспособности потенциального партнера.
Взыскание дебиторской задолженности с юридических лиц: этапы
Если все же подобный долг образовался в фирме, то следует предпринять необходимые меры. Порядок взыскания дебиторской задолженности включает такие этапы:
- Досудебный (допретензионный) возврат. Сразу же, в первые дни возникновения просрочки кредитор должен напомнить контрагенту о задолженности: провести переговоры, оказывающие убеждающее воздействие. При невозможности личной встречи необходимо отправить письмо, связавшись по электронной почте или факсу. Если допретензионные переговоры не дали нужного результата, то разрешение вопроса переходит в стадию подачи досудебной претензии;
- Досудебное урегулирование (претензионный метод). Направление претензии в адрес контрагента – это последний шаг при добровольном разрешении сложившейся негативной ситуации. Он обязателен для дальнейшего права обращения в суд. Претензия – это профессионально составленное письмо кредитору с предъявлением требования о производстве платежа или возврате средств.
- Разбирательство в арбитражном суде. Если на выдвинутые требования, указанные в претензии, ответ от дебитора не получен, либо получен, но не устраивает кредитора, то он подает исковое заявление о взыскании дебиторской задолженности. Взыскание дебиторской задолженности через суд – сложный затратный по времени, кропотливый процесс с множеством различных нюансов.
Другие методы взыскания дебиторской задолженности
Существуют иные способы, с помощью которых можно отсудить долг. Эффективным считают взыскание дебиторской задолженности в конкурсном производстве, т. е. использованием процедуры банкротства должника. Признание юрлица банкротом возможно в одном случае, когда у него отсутствуют средства для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, т. е. погашение долгов будет возможным исключительно за счет продажи активов дебитора.
Для кредитора подобный метод может быть несколько неудобен, так как, для включения своих требований в соответствующий реестр придется пройти процедуру установления задолженности. К тому же, при банкротстве должника у кредитора пропадает право непосредственного обращения с дебитором, и получить долг он сможет в только полном соответствии со списком, определенным судом. Зато после вынесения судом определения о признании должника банкротом, дебитор не сможет выводить активы, а для управления имуществом и сделками будет назначен независимый конкурсный управляющий.
Стадия производства по делу о банкротстве – важный момент, когда кредитор вправе заявить о своих требованиях и впоследствии вернуть средства в компанию.