Когда речь заходит о возврате товара, все обычно вспоминают о правах потребителя, т.е. защите интересов покупателя – физического лица. Но часто бывает нужно произвести возврат товара юридическим лицом юридическому лицу. Рассмотрим, какие нюансы действующего законодательства следует учесть в этом случае.
Правовые основы
Если на отношения между продавцами и покупателями-физлицами распространяются нормы закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», то продажа товаров между юридическими лицами регламентируется в первую очередь Гражданским кодексом, а именно – главой 30 ГК РФ.
Возможны два основных варианта:
- 
		Поставка произведена без нарушений договора, но у покупателя изменились обстоятельства, и он больше не нуждается в приобретенном товаре. 
- 
		Товар поставлен с нарушениями по качеству, ассортименту, комплектности, упаковке и т.п. 
Возврат товара от юридического лица, если договор не нарушен
Если поставщик исполнил все обязательства в соответствии с договором, то у покупателя нет законных оснований для возврата товара.
В этой ситуации вернуть товар можно только в особых случаях, которые на практике встречаются достаточно редко:
- 
		Если такая возможность предусмотрена договором. 
- 
		Если покупателю удалось договориться с поставщиком о возврате. 
Возврат товара от юридического лица, если поставка проведена с нарушениями
Возможны следующие варианты нарушений, при которых покупатель имеет право вернуть товар:
- 
		Если выявлены существенные отклонения по качеству, например, неустранимые или регулярно повторяющиеся недостатки (п. 2 ст. 475 и ст. 518 ГК РФ) 
- 
		Поставка без упаковки или в ненадлежащей упаковке. Возврат возможен, если в силу специфики товара нарушения упаковки можно считать существенным отклонением в области качества (п. 2 ст. 482 ГК РФ). 
- 
		Поставка с отклонениями по ассортименту (ст. 468 ГК РФ). 
- 
		Поставка некомплектного товара, если продавец не отгрузил недостающую комплектацию в разумный срок (ст. 480 ГК РФ). 
Как на практике осуществляется возврат товара юридическим лицом юридическому лицу
Выявить нарушения и оформить возврат необходимо до истечения сроков, указанных в ст. 477 ГК РФ:
- 
		Гарантийный срок или срок годности товара. 
- 
		Срок, не превышающий двух лет, если указанные выше сроки для товара не установлены. 
- 
		Более длительный период, если он установлен законом или указан в договоре купли-продажи. 
В данном случае важно оформить все необходимые документы:
- 
		Акт, в котором описаны нарушения (форма ТОРГ-2). 
- 
		Претензия, предъявленная поставщику. 
- 
		Возвратная накладная (форма ТОРГ-12). 
При оформлении счета-фактуры следует учитывать, был ли оприходован покупателем некачественный товар на момент выявления брака. Если был, то счет-фактуру на возврат выставляет покупатель. Если же покупатель не успел оприходовать возвращаемый товар, то продавец должен выставить ему скорректированный счет-фактуру, за вычетом бракованной продукции (письмо Минфина от 07.04.2015 № 03-07-09/19392).
Если покупатель уже произвел оплату, то он имеет право на полное возмещение затраченных средств. Расходы по возврату товара в этом случае несет продавец.
Возмещение убытков покупателя
Кроме возврата денег за товар покупатель может потребовать и возмещения убытков, связанных с нарушением договора. В частности, если покупатель затем приобрел взамен некачественного аналогичный товар по более высокой (но разумной) цене, то он имеет право взыскать с продавца убытки в сумме разницы между ценами в первоначальном и новом договоре (п. 1 ст. 524 ГК РФ).
Кроме того, покупатель, в соответствии со ст. 15 ГК РФ, может взыскать с поставщика и другие свои убытки, если они возникли вследствие использования некачественного товара. Порядок возмещения убытков в данном случае определяется условиями договора или по результатам переговоров сторон.
Если участникам сделки не удалось достичь соглашения, то вопросы выплаты компенсации решаются в суде.
Вывод
Возврат товара между юридическими лицами по закону возможен, только если покупатель обнаружил в нем определенные недостатки. В этом случае он имеет право требовать от поставщика не только возврата денег, но и возмещения сопутствующих убытков. Товар надлежащего качества может быть возвращен лишь при достижении договоренности сторон либо когда такое условие прямо предусмотрено договором между юрлицами.
Читайте также: Возврат поставщику: проводки
