Учет затрат на производство продукции

28.02.2018
0
Команда СП

Затраты на производство продукции относятся к категории расходов, связанных с обычными видами деятельности. Их суммарное значение составляет основу себестоимости готовых изделий.

Затраты на производство и реализацию продукции

Объединение понесенных предприятием производственных издержек с тратами, осуществленными на этапе предпродажной подготовки товаров и расходами по реализации позволяет выделить общие затраты предприятия на производство и реализацию продукции.

Состав и правила учета этого типа издержек регламентируются ПБУ 10/99. В затраты на выпуск продукции разрешено включать:

  • стоимость расходуемых в процессе производства материалов и сырья;
  • оплату отработанного времени наемными сотрудниками с обязательными страховыми взносами;
  • амортизационные отчисления;
  • прочие расходы.

Расчет затрат на производство продукции осуществляется через обособленный учет переданного сырья в цеха основного производства и вспомогательные подразделения. Учет затрат на производство и реализацию продукции в налоговом учете основывается на суммировании издержек, приведенных в ст. 253 НК РФ:

  • траты, связанные с прохождением технологических циклов производства;
  • обеспечение складского хранения;
  • доставка готовых изделий;
  • средства, затрачиваемые на содержание эксплуатируемых основных средств;
  • реализация научных изысканий, создание опытных экземпляров товаров.

В ст. 264 НК РФ приведены затраты предприятия на производство продукции из категории прочих расходов. В их число входят комиссионные вознаграждения, налоговые обязательства и сборы, оплата ремонтных работ, консультационных услуг.

Учет затрат на производство продукции

Для отображения в бухучете информации о понесенных предприятием расходах применяется несколько активных синтетических счетов:

  • счет 20 – затраты, связанные с производством продукции основными цехами;
  • счет 21, отражающий стоимостную оценку произведенных полуфабрикатов;
  • на 23 счете аккумулируются затраты в разбивке по работающим вспомогательным цехам;
  • 25 счет предназначен для общепроизводственных трат;
  • 26 счет обозначает сумму общепроизводственных издержек.

Выявляемый в процессе производства брак изделий относится на 28 счет, а издержки обслуживающих хозяйств собираются на 29 счете. Затраты на реализацию продукции отображаются по дебету 44 счета. Накопление расходов осуществляется по дебету указанных счетов, списание на себестоимость производится кредитовыми оборотами.

Планирование затрат на производство и реализацию продукции

Оптимизация расходной базы производственных организаций невозможна без применения системы нормирования и планирования. Это позволяет повысить эффективность деятельности компании. Основным плановым документом является смета затрат на производство и реализацию продукции.

В смету заносятся прогнозируемые расходы с учетом плана выпуска готовых изделий. Для этого выделяются затраты на производство единицы продукции, они перемножаются с количественным показателем объема выпуска готовых изделий для каждого отчетного периода. Затраты на производство единицы продукции представляют собой итог калькуляции производственной себестоимости. Если к ней прибавить величину коммерческих издержек, можно определить величину конечной себестоимости.

Смета затрат на производство продукции составляется с разбивкой издержек на прямые и косвенные:

  • Прямые расходы носят переменный характер, их объем тесно взаимосвязан с объемом выпуска готовых изделий. Примером этой расходной статьи являются траты на приобретение сырья и материалов. Чем больше необходимо произвести товаров, тем больше денег будет потрачено на закупку сырья.
  • Косвенные затраты остаются на одном уровне независимо от объемов производства. Например, налог на имущество, аренда, лизинговые платежи и т.п.

Сводный учет затрат на производство продукции в планировании может быть реализован двумя способами:

  1. Директ-костинг, при котором в расчет берется только косвенный тип издержек.
  2. Метод полных затрат – учет затрат на производство продукции (работ, услуг) ведется путем суммирования в калькуляции всех понесенных расходов.

Первый вариант позволяет получить широкий набор информации, необходимой для анализа в управленческом учете. Применение директ-костинга дает возможность повысить эффективность ценовой политики, наладить контроль развития ассортиментного ряда. Его недостаток в сложной системе классификации издержек.

Второй метод позволяет определить, как обеспечить снижение затрат на производство продукции в части постоянных издержек при наращивании объемов выпуска готовых изделий. Применение такого способа создает гарантии того, что отпускные цены покроют весь спектр понесенных затрат.

Анализ затрат на производство и реализацию продукции

Аналитические расчеты могут быть направлены на оценку эффективности осуществляемых расходов и на оценку издержек в динамике с привязкой к рентабельности производства.

Важным показателем является общий индекс затрат на производство продукции, формула его расчета такая:

(Количество производимой продукции в отчетном интервале х Величина себестоимости изделия в отчетном интервале) / (Количество продукции в базисном периоде х Значение себестоимости единицы товара в базисном периоде) х 100%.

Общий индекс затрат на производство продукции позволяет увидеть, как меняется показатель производственной и конечной себестоимости в прогнозируемом или текущем году по сравнению с достигнутыми ранее результатами. При появлении негативных тенденций необходимо провести поэлементный анализ структуры издержек.

Пути снижения затрат на производство продукции можно найти при помощи факторного анализа. Для этого из общей суммы издержек выделяются отдельные группы расходов. На следующем этапе по каждой категории трат анализируется степень влияния на итоговый результат.

Затраты рабочего времени на производство единицы продукции показывают трудоемкость производственного процесса. Формула показателя:

Отработанные человеко-часы / Объем выпуска готовых изделий.

Разбор показателей расходов в динамике можно осуществлять при помощи вертикального или горизонтального анализа. При вертикальном способе по статьям расходов из «Отчета о финансовых результатах» выводится их удельный вес. При горизонтальном анализе рассчитывается изменение величины каждого вида издержек в динамике.

Оставить комментарий