Проверяет ли банк справку 2-НДФЛ?

21.05.2018
0
Команда СП

Справку 2-НДФЛ физические лица представляют в банки в качестве подтверждения собственных доходов при оформлении кредита. Это требование банка обусловлено желанием обезопасить себя от рисков выдачи займов ненадежным клиентам или мошенникам, не собирающимся возвращать заем. Выдает справки бухгалтерия предприятия, на котором работает потенциальный заемщик. Справка 2-НДФЛ для банка является основным документом, определяющим платежеспособность клиента, поскольку в нем аккумулируется информация о доходах за период времени, установленный банком. У заемщиков нередко возникает вопрос – проверяет ли банк справку 2-НДФЛ и как это происходит. Разберемся, может ли банк идентифицировать подлинность представленных сведений.

Как банки проверяют справку 2-НДФЛ?

В любой кредитной структуре существует служба экономической безопасности (СБ). Основной ее работой является профилактика мер по защите финансовой, коммерческой и конфиденциальной информации, обработка сведений о настоящих и потенциальных клиентах. То есть, СБ наряду с кредитными инспекторами занимается проверкой заявителей и предоставляемых ими справок 2-НДФЛ.

Проверку представленных сведений начинает кредитный инспектор, принимающий заявление от потенциального заемщика. В справке 2-НДФЛ он сверяет паспортные данные, полноту заполнения строк документа со сведениями, содержащимися в анкете заемщика, и с основной информацией о компании, имеющейся в других документах, формирующих заявительный пакет.

Особое внимание инспектор обращает:

  • на правильность заполнения полей справки с кодами доходов, вычетов, а также реквизитов компании (например, ИНН с номером ИНН, указанном на печати);
  • отчетливость подписи ответственного лица. Подпись не должна быть скрыта оттиском печати.

При этом инспектор обращает внимание на зафиксированном в справке резком увеличении дохода физлица (если это имеется), может уточнить природу повышения дохода и поинтересоваться, сохранится ли этот уровень в дальнейшем. Узнать эту информацию он может, созвонившись по указанному в 2-НДФЛ телефону с расчетчиком компании, выдавшим справку.

Обычным приемом при проверке сведений о заемщике считается звонок по месту работы. Особенно тщательно проверяются справки 2-НДФЛ для банка, если запрашиваются займы крупных сумм, предполагается ипотечное или автомобильное кредитование. Сотрудник СБ банка уточняет сведения:

  • О предприятии, в котором трудится потенциальный заемщик – название, регистрация в ЕГРЮЛ, юридический адрес, реквизиты, телефон. Реализовать возможность получения этих сведений можно на ресурсе ФНС. Это легальный способ идентифицировать справку 2-НДФЛ на достоверность – для ознакомления с основной информацией о компании следует внести в соответствующие поля ОГРН, ИНН, название фирмы или ФИО предпринимателя;
  •  О заявителе. У работодателя наводят справки, действительно ли потенциальный заемщик работает в компании, как долго, и намерен ли продолжать трудиться. Иногда СБ может затребовать копии ведомостей по выплате зарплаты работнику за интересующий период времени.

Проверяют ли банки отчисления в Пенсионный фонд?

Поскольку на многих предприятиях действует политика конфиденциальности, работодатель может отказать в предоставлении сведений, совершенно обоснованно сославшись на нее и подтвердив лишь информацию о том, что сотрудник на самом деле работает в компании и 2-НДФЛ ему была выдана для оформления кредита.

В некоторых случаях, для определения правдивости информации, СБ банка действует через ПФР, формируя в фонд соответствующий запрос. Впрочем, выполнение подобной операции возможно лишь в банках, непосредственно относящихся к государственным структурам. Это, к примеру, Сбербанк РФ, ВТБ, Россельхозбанк. Сотрудники этих банков, запросив сведения об отчислениях в ПФР, могут рассчитать реальный размер зарплаты заемщика. Однако такая информация в ПФР имеется лишь за прошлый год.

Что касается иных банков, проверять данные клиента через ПФР с недавнего времени могут и они – после внедрения Центробанком новой системы проверки данных о клиенте.

Однако новая функция доступа к данным ПФР возможна только при наличии согласия на это самого физлица. Для этого банк включает в текст договора пункт о возможности такого получения данных. Заемщик, зарегистрированный на портале «Госуслуг», дает банку разрешение на запрос выписки о доходе и отчислениях в ПФР, либо сам запрашивает и передает такую выписку банку. Новая система значительно упрощает доступ к оперативной информации о доходах и ускоряет процесс принятия банком решения.

В то же время, давать свое согласие на такую проверку заемщик не обязан, и хотя формально банки не должны принимать запрет клиента на получение выписки, как негативный фактор, на деле это вполне может стать одной из причин отказа в выдаче кредита.

Оставить комментарий