Проведение выездной налоговой проверки

21.11.2023
0
Выездная налоговая проверка носит выборочный характер. В публикации рассмотрим, как, согласно НК РФ, налоговики отбирают налогоплательщиков для проведения выездных проверок, в какие сроки должно быть оформлено решение о проведении проверки, и за какие периоды в 2023 году инспектор может запросить документы на проверку.

Что такое выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка – есть разновидность налогового контроля, проводимая, согласно п. 1 ст. 89 НК РФ на территории налогоплательщика. Инициализация выездной налоговой проверки начинается с решения руководителя налоговой инспекции или его заместителя. Такой порядок утвержден п. 2 ст. 89 НК РФ.

Кто проводит выездную налоговую проверку

Само название «выездная налоговая проверка» указывает на то, что проверять налогоплательщика будут представители контролирующих органов, а именно ИФНС России.

В отношении кого проводится выездная налоговая проверка

НК четко не регламентирует в отношении кого и при каких обстоятельствах, руководитель налоговой инспекции или его заместитель может подписать решение о направлении своих сотрудников для проведения выездной проверки в отношении того или иного налогоплательщика. Однако, имеет место быть приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333, которым регламентирована Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, в рамках которой четко сформулированы критерии, по которым производится отбор налогоплательщиков для направления к ним выездных проверок.

Под критериями отбора следует понимать обстоятельства или экономические показатели, указывающие на то, что компания находится в «зоне риска», т.е. велика вероятность, что руководящий состав допускает нарушение налогового законодательства. При выявлении данных факторов, сотрудники налоговой инспекции расценивают это как повод включить налогоплательщика в план выездных проверок.

Например, поводом для того, чтобы налоговики обратили внимание на организацию, может стать даже смена юридического адреса или отражение в отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов в подряд.

Однако и в Концепции не конкретизировано, какому количеству критериев должна соответствовать организация, чтобы ею заинтересовались представители ИФНС. Примечательно, что за налоговиками закреплено право назначить выездную налоговую проверку даже в том случае, если в отношении организации не применим ни один из критериев. Вполне достаточно, если инспектору покажется, что налоговая нагрузка или рентабельность компании ниже отраслевой.

Ниже приведем основные критерии, используемые налоговиками при определении списка налогоплательщиков на плановые выездные проверки:критерии выездной налоговой проверки

Приведенный выше перечень не является исчерпывающим.

Сотрудники налоговой инспекции могут приехать с проверкой и в случае, если обнаружат вероятность получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Кроме того, прямым сигналом для выездной проверки станет информация о выплате сотрудникам заработной платы «в конвертах».

Кроме того, участие организации в региональном инвестиционном проекте также может стать причиной для проведения выездной проверки. Это связано с тем, что при соблюдении некоторых условий, такая организация получает право на специальные налоговые льготы. Задача же инспектора состоит в том, чтобы убедиться в правомерности применения этих льгот.

Иными словами, гостей может ожидать абсолютно каждый, даже самый законопослушный налогоплательщик.

Рекомендуем полезный материал от "КонсультантПлюс" о критериях отбора налогоплательщика для проведения выездной налоговой проверки. Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.

Место проведения выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка, уже из своего названия предполагает проведение налогового контроля на территории налогоплательщика. Налоговый Кодекс РФ не обязывает налоговиков предупреждать о своем визите заранее, но предъявить решение о проведении проверки гости обязаны. Такое правило следует из абз. 1 п. 1 ст. 89 НК.

В случае, если по тем или иным обстоятельствам организация не может предоставить налоговикам помещение, где они могут расположиться на время проверки, то изучение документации может проводиться и по месту нахождению инспекции. Такой порядок закреплен в абз. 2 п. 1 ст. 89 НК.

Перенос сроков проверки на более позднее время законодательством не предусмотрено. Это объясняется тем, что дата вынесения решения о проведении проверки одновременно является и датой для отсчета общей продолжительности самой проверки.

Что и за какой период проверяют в ходе выездной налоговой проверки

Налоговый инспектор в рамках выездной проверки может запросить документы за любые периоды. Обычно, этот период не выходит за рамки трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении выездной проверки. Это следует из абз.  2 пункта 4 статьи 89 НК. Согласно абз. 7 п. 2 ст. 89 НК, периоды, за которые налоговики намерены проводить проверку должны быть отражены в решении.

Данное правило распространяется в том числе на:

  • Повторную выездную проверку с целью контроля со стороны вышестоящего налогового органа;
  • Выездную проверку, проводимую в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица.

В рамках выездной налоговой проверки, сотрудники ИФНС могут:

  • Запрашивать и изучать любую документацию у проверяемой организации;
  • Инициировать встречную проверку и запрашивать документацию у контрагентов проверяемого налогоплательщика;
  • Проводить опрос свидетелей;
  • Инициировать экспертизу;
  • Пользоваться услугами узких специалистов, например, оценщиков или привлекать переводчиков;
  • Инициировать и принимать участие в проведении инвентаризации имущества, находящегося на территории проверяемой организации;
  • Инспектировать помещения, которые налогоплательщик использует в ходе своей хозяйственной деятельности;
  • Осуществлять выемку документации и иного имущества, принадлежащего проверяемой организации.

Выездная налоговая проверка: порядок и сроки проведения

Законодательством определен двухмесячный срок для проведения выездной налоговой проверки. В отдельных случаях он может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных – до шести. Такой порядок зафиксирован в абз. 1 п. 6 ст. 89 НК.

Срок проведения выездной проверки филиала не превышает одного месяца. Это следует из абз. 5 п. 7 ст. 89 НК. При данном виде проверки законодательством не предусмотрена возможность пролонгации срока проверки.

Под сроком проведения проверки следует понимать период со дня вынесения решения о назначении проверки до подписания справки о ее проведении. Данный порядок закреплен в п. 8 ст. 89 НК. Первым днем выездной проверки считается день, следующий за днем вынесения решения о проведении проверки. Иными словами, время фактического пребывания сотрудника ИФНС на территории проверяемого налогоплательщика при расчете общего срока не учитывается.

В расчете срока принимают участие только периоды продления и приостановки выездной проверки.

Продление сроков выездной проверки

Рассмотрим обстоятельства, при которых налоговый инспектор имеет право продлить срок выездной налоговой проверки:

  • проверяемая организация числится в реестре крупнейших налогоплательщиков;
  • позникновение в ходе проверки подозрений о наличии налоговых правонарушений, требующих дополнительного изучения;
  • произошедшие на территории проверяемой организации происшествия непреодолимой силы, такие как пожар или наводнение;
  • необходимость проведения проверок в обособленных подразделениях проверяемой организации;
  • затягивание со стороны налогоплательщика сроков предоставления запрашиваемой документации в рамках выездной проверки;
  • активное противодействие сотрудникам ИФНС;
  • наличие акта о воспрепятствовании доступа налогового инспектора на территорию предприятия;
  • непредставление или задержка контрагентами, банками или иными третьими лицами запрашиваемой в рамках выездной проверки документации;
  • неявка или уклонение от явки при отсутствии к тому уважительной причины свидетеля о налоговом правонарушении;
  • неявка или невозможность найти переводчика для осуществления перевода документации;
  • задержка сроков предоставления экспертного заключения, запрошенного в рамках выездной налоговой проверки.

Для продления срока выездной проверки необходимо наличие мотивированного запроса в адрес вышестоящего налогового органа. На основании запроса руководитель вышестоящей инстанции принимает решение о продлении сроков выездной налоговой проверки. 

Налоговый инспектор имеет право неоднократно инициировать продление на одном и том же основании.

Приостановление срока выездной проверки

Приостановление проверки означает, что с момента возобновления проверки, срок будет исчисляться с той даты, когда она была приостановлена.

Днем возобновления проверки следует считать дату, указанную в решении о возобновлении проверки.

Оба решения, и о приостановке, и о возобновлении принимает руководитель ИФНС или его заместитель.

Приостановка выездной проверки может быть инициирована несколько раз и по различным основаниям. Перечень оснований для приостановки выездной налоговой проверки – закрыт.

Приостановка проверки на основании п. 9 статьи 89 НК возможна в следующих случаях:

  • инспектор запросил информацию или документацию об организации, в отношении которой проводится налоговая проверка у контрагентов или иных третьих лиц, располагающих необходимыми сведениями;
  • инспектор ожидает информацию со стороны иностранных государственных органов в рамках международных договоров;
  • существует необходимость проведения экспертизы;
  • существует необходимость осуществить перевод документов на русский язык.

В момент приостановки выездной налоговой проверки существуют только два ограничения:

  • приостановление проверки с целью истребования документов у контрагентов или иных третьих лиц возможно не более одного раза по каждому такому лицу;
  • суммарная продолжительность всех приостановок не может превышать шесть месяцев.

Особенности проведения выездной налоговой проверки физического лица

Выездная налоговая проверка физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя имеет свою специфику. В первую очередь это связано с тем, что постановка физического лица на учет в качестве налогоплательщика осуществляется по месту регистрации данного лица. Проведение мероприятий по налоговой проверке не может осуществляться в жилых помещениях помимо или против воли всех проживающих на данной территории. Таким образом, не имея такого согласия, проверка осуществляется по месту нахождения ИФНС.

Если проверяемое физическое лицо препятствует действиям инспектора налоговой службы, то налоговое законодательство позволяет налоговикам самостоятельно определять суммы налогов, подлежащих к уплате. Расчет производится с учетом имеющейся в ИФНС информации о налогоплательщике и с учетом сумм налогов, уплачиваемых аналогичными налогоплательщиками.

Срок проведения выездной налоговой проверки в отношении физического лица составляет два месяца, который, равно как и в случае с юридическими лицами, может быть продлен до четырех или шести месяцев. 

Результат выездной налоговой проверки

Об окончании выездной налоговой проверки свидетельствует выдача налогоплательщику соответствующей справки. С этого дня у налоговиков есть два месяца для составления акта о выявленных нарушениях. А через 10 дней (в особых случаях через месяц) налоговики выносят решение о проверке.

Статья по теме: Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки Результаты выездной налоговой проверки должны быть оформлены и вручены налогоплательщику в соответствии с действующими нормами НК РФ. О том, как в 2023 году оформляются справка об окончании выездной налоговой проверки и акты о выявленных нарушениях пойдет речь в сегодняшней публикации. Подробнее

Справка об окончании проверки

Приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628 (п. 15 ст. 89 НК) установлена форма справки, которую выдает руководитель группы проверки проверяемой организации в последний день выездной проверки.

Документ содержит следующую информацию:

  • дата и место составления;
  • дата и номер решения о назначение выездной проверки;
  • полное и сокращенное наименование, ИНН и КПП проверяемой организации;
  • перечень проверяемых документов;
  • период, охваченный в рамках проверки;
  • срок проверки.

В случаях, когда под выездную проверку попал участник консолидированной группы, то, дополнительно в справке об окончании проверки должна фигурировать следующая информация:

  • ИНН и КПП, ОГРН и дата регистрации консолидированной группы налогоплательщиков, а также дата и номер договора о ее создании;
  • полное и сокращенное наименование ответственного участника консолидированной группы с указанием ИНН и КПП;
  • полное и сокращенное наименование остальных участников консолидированной группы с указанием ИНН и КПП.

Получение справки гарантирует окончание выездной налоговой проверки.

Именно с даты, указанной в документе начинают свой отсчет сроки дальнейшего оформления результатов проверки. С момента вручения справки, налоговый представитель более не имеет права находиться на территории налогоплательщика и истребовать документы или пояснения.

Вручение справки

Справка об окончании проверки вручается под подпись руководителю или уполномоченному представителю, при условии наличия у него соответствующей доверенности, проверяемого налогоплательщика.

Если по каким-либо причинами представитель проверяемой организации уклоняется от получения справки об окончании проверки, налоговики отправят документ заказным письмом по почте. Такой порядок следует из абз. 2 п. 15 ст. 89 НК. При этом, датой получения справки будет являться дата почтового штемпеля на почтовом уведомлении о вручении письма.

В условиях современных реалий, справка об окончании проверки может быть направлена в организацию и по защищенным каналам ТКС.

Акт проверки

В срок, не превышающий двух месяцев с даты выдачи справки об окончании проверки, налоговики обязаны составить акт выездной налоговой проверки. Составление акта обязательно даже в том случае, когда в ходе проверки нарушения выявлены не были.

В случае, когда при составлении акта у инспектора налоговой службы возникают сомнения при трактовке налогового законодательства, или по какому-либо вопросу нет четких разъяснений ФНС, акт, до вручения налогоплательщику отправляется на согласование в региональное налоговое управление. Срок, необходимый на согласование не увеличивает общий срок на составление акта, установленный законодательством.  

Акт проверки составляется в двух экземплярах – по одному для проверяемой и проверяющей сторон. В случае проведения совместной проверки, количество экземпляров актов соответствует числу проверяющих инспекций, увеличенное на один (для налогоплательщика).

Если возникает необходимость проведения повторной проверки с целью контроля за действиями нижестоящей инспекции, то акт проверки выписывается в трех экземплярах:

  • для инспекции, которая проводила выездную налоговую проверку;
  • для вышестоящей инспекции;
  • для налогоплательщика.

Вручение акта

Вручение акта происходит не позднее пяти рабочих дней с даты подписания самого документа:

  • лично руководителю проверяемой организации или ее уполномоченному представителю, при наличии соответствующей доверенности;
  • иным способом, при котором есть возможность точно установить дату получения акта налогоплательщиком:
  • заказным письмом почтой России;
  • курьером с уведомлением;
  • по защищенным каналам ТКС.

 Представитель налогоплательщика в акте проставляет две подписи:

  • о получении документа;
  • об ознакомлении с документом.

В случае, если вторая подпись отсутствует, налоговики проставят отметку об отказе от подписи. Такой порядок закреплен п. 2 ст. 100 НК.

Возражения по акту

При несогласии с информацией, отраженной в акте проверки, налогоплательщик, согласно п. 6 ст. 100 НК имеет право оформить письменное возражение и передать его инспектору налоговой службы.

Решение по акту

На основании всех вышеперечисленных материалов и документов, ИФНС выносит окончательное решение по выездной налоговой проверке.

Правила вручения окончательного решения идентичны тем, что предусмотрены для вручения акта о проверке.

***

Выездная налоговая проверка нежелательный, но неизбежный для каждого налогоплательщика профессиональный опыт. Ход самой проверки и полученные по ней документы во многом зависят от правильных действий сотрудников проверяемой организации. В публикации мы самым подробным образом рассказали о правах и обязанностях как налоговиков, так и налогоплательщиков. Надеемся, что статья окажется вам полезной.

Специализация: Уголовное право, уголовный процесс, административное право, финансовое право, таможенное право

16-летний опыт работы следователем органов внутренних дел, в настоящее время - преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин в высшем и средне-специальном учебных заведениях г. Челябинска. 

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Налоговые проверки
Оставить комментарий