В каждой компании может возникнуть ситуация, при которой на какой-то период времени понадобится заменить отсутствующего работника. Необходимость может возникнуть в разных ситуациях:
- В случае болезни, отпуска работника;
- В случае служебной командировки;
- В случае отстранения от работы (например, сотрудник не прошел обязательный медосмотр и не может выполнять трудовые обязанности);
- В случае досрочного расторжения трудового договора.
Для временного исполнения дополнительных обязанностей работодатель вправе привлекать штатных работников. В таком случае работник не освобождается от выполнения своей основной работы, но дополнительно выполняет обязанности отсутствующего.
Работодатель должен соблюдать определенный порядок для привлечения работника к дополнительной работе. Прежде, чем заполнить приказ о возложении дополнительных обязанностей на работника и требовать выполнения дополнительного объема работы, необходимо направить работнику письменное предложение об исполнении дополнительных обязанностей в свободной форме. Объем дополнительной работы, сроки ее выполнения должны быть согласованы с работником.
Если работник согласен, то необходимо заключить с ним дополнительное соглашение к трудовому договору. Соглашение заполняется в двух экземплярах: один экземпляр остается у работодателя, а второй отдается на руки работнику. На экземпляре работодателя работник должен поставить отметку о получении своего экземпляра соглашения.
Надо отметить, что за дополнительную работу не всегда устанавливается доплата. Так, исполнение обязанностей отсутствующего работника с аналогичной или похожей трудовой функцией может быть предусмотрено должностной инструкцией и включено в трудовую функцию работника. В таком случае выполнение дополнительной работы будет включено в трудовые обязанности работника и доплату работодатель устанавливать не обязан.
На основании соглашения с работником работодатель издает приказ о возложении дополнительных обязанностей на работника. Документ не имеет утвержденной формы, поэтому составляется работодателем самостоятельно. Давайте разберем подробнее, как правильно составить документ, какую информацию необходимо отразить в приказе.
Приказ о вменении дополнительных обязанностей (образец)
В шапке документа указывается наименование компании, дата его заполнения, номер приказа. В основной части документа указывается причина возложения на работника дополнительных обязанностей, с указанием ФИО отсутствующего работника, временного периода с точным указанием дат (если они известны) и причины его отсутствия. Целесообразно указать, что возложение обязанностей происходит с согласия работника.
Далее приказ о вменении дополнительных обязанностей (образец мы приведем в конце статьи) содержит следующую информацию:
- ФИО работника, который привлекается к выполнению дополнительной работы, его должность, временной период;
- Должность, обязанности по которой переходят к работнику, должностную инструкцию;
- Будет ли начисляться доплата, размер доплаты за выполнение дополнительной работы.
Далее необходимо указать основание для составления приказа (доп.соглашение), работник должен быть ознакомлен с приказом под подпись.
Тот факт, что некоторое время работник выполнял дополнительную работу, никак не отражается в трудовой книжке (никакой записи об этом вносить не нужно). В личную карточку работника также не вносится никаких записей.
Ниже представлен образец приказа.