Что такое негабаритный груз
Термин «негабаритный груз» в настоящее время юридически не закреплен в законодательстве РФ. Исходя из анализа совокупности норм права (ст. 12.21.1 КоАП, ст. 3 ФЗ-257, Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 2200 от 21.12.2020) и сложившейся практики правоприменения, под негабаритным грузом принято понимать превышающий установленные пределы габаритов крупногабаритный и тяжеловесный груз, перевозимый соответствующими видами транспортных средств по автодорогам. Буквально же в нормативных актах речь идет о крупногабаритных и тяжеловесных грузовых автомобилях.
П. 23.5 ПДД гласит, что движение крупногабаритного/тяжеловесного ТС осуществляется с учетом требований ФЗ-257.
П. 8 Требований, утв. Приказом Минтранса № 343 от 31.08.2020 - в зависимости от габаритов автомобиля и перевозимого груза на тяжеловесном/крупногабаритном транспорте устанавливаются опознавательные знаки:
- "крупногабаритный груз";
- "автопоезд";
- "ограничение скорости";
- "длинномерное транспортное средство".
Рекомендованный образец приводится в прил. 1 указанных Требований.
Статья по теме: Правила перевозки опасных грузов Перевозка опасных грузов – это процедура, которая предполагает соблюдение множества требований законодательства. Расскажем, какие правила перевозки опасных грузов действуют в настоящее время, и сделаем акцент на международных и внутренних перевозках автотранспортом. ПодробнееКрупногабаритный груз
По п. 23.4 ПДД груз, выступающий за габариты ТС сзади/спереди больше чем на 1 м или сбоку больше чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, обозначается опознавательным знаком «Крупногабаритный груз». П. 18 ст. 3 ФЗ-257 определяют, что крупногабаритное ТС — это такой автомобиль, габариты которого с грузом или без него превысили допустимые, установленные Правительством РФ, габариты.
П. 6 Правил, утв. ПП № 2200, закрепляет указанные допустимые габариты в прил. 1.:
- По длине:
- одиночное ТС — 12 м;
- автопоезд — 20 м;
- прицеп — 12 м;
- максимальный выступ груза за заднюю точку габарита — 2 м.
- По ширине:
- изотермические кузова ТС — 2,6 м;
- Все ТС — 2,55.
- По высоте : все ТС — 4 м.
Внимание: указанные предельно допускаемые габариты ТС включают параметры съемных кузовов, грузовой тары, в т. ч. контейнеров.
Тяжеловесный груз
Термин «тяжеловесный груз» в НПА РФ также не фигурирует. Закреплено только понятие:
«Тяжеловесное ТС» (п. 17 ст. 3 ФЗ-257). Это авто, чья масса с грузом/без него и/или нагрузка на ось которого превышают допустимые, установленные ПП РФ, транспортную массу и/или осевую нагрузку.
Указанные параметры закреплены в прил. 2-3 Правил, утв. ПП № 2200. Допускаемая транспортная масса в тоннах:
- Одиночные авто:
- 2 оси — 18;
- 3 оси — 25;
- 4 оси — 32;
- от 5 осей — 38.
- Автопоезда прицепные, седельные:
- 3 оси — 28;
- 4 оси — 36;
- 5 осей — 40;
- от 6 осей — 44.
Допускаемая осевая нагрузка в тоннах:
Осевая конфигурация |
Расстояние между сближенными осями, м |
Допускаемая осевая нагрузка колесного ТС, т |
||
для автодорог, с нормативной нагрузкой 6 т на ось |
для автодорог с нормативной нагрузкой 10 т на ось |
для автодорог, с нормативной нагрузкой 11,5 т на ось |
||
Одиночная |
более 2,5 |
5,5 (6) |
9 (10) |
10,5 (11,5) |
Группа сдвоенных сближенных осей |
до 1 (вкл.) |
8 (9) |
10 (11) |
11,5 (12,5) |
Более 1 до 1,3 (вкл.) |
9 (10) |
13 (14) |
14 (16) |
|
более 1,3 до 1,8 (вкл.) |
10 (11) |
15 (16) |
17 (18) |
|
более 1,8 до 2,5 (вкл.) |
11 (12) |
17 (18) |
18 (20) |
|
Группа строенных сближенных осей |
до 1 (вкл.) |
11 (12) |
15 (16,5) |
17 (18) |
Более 1 до 1,3 (вкл.) |
12 (13) |
18 (19,5) |
20 (21) |
|
более 1,3 до 1,8 (вкл.) |
13,5 (15) |
21 (22,5) |
23,5 (24) |
|
более 1,8 до 2,5 (вкл.) |
15 (16) |
22 (23) |
25 (26) |
|
Группа сближенных осей с числом осей свыше 3 (не более двух 1-скатных либо 2-скатных колес на оси) |
до 1 (вкл.) |
3,5 (4) |
5 (5,5) |
5,5 (6) |
более 1 до 1,3 (вкл.) |
4 (4,5) |
6 (6,5) |
6,5 (7) |
|
более 1,3 до 1,8 (вкл.) |
4,5 (5) |
6,5 (7) |
7,5 (8) |
|
более 1,8 до 2,5 (вкл.) |
5 (5,5) |
7 (7,5) |
8,5 (9) |
|
Группа сближенных осей с числом осей 2 и больше (по 4 (вкл.) и более 1-скатных или 2-скатных колеса на оси) |
до 1 (вкл.) |
6 |
9,5 |
11 |
более 1 до 1,3 (вкл.) |
6,5 |
10,5 |
12 |
|
более 1,3 до 1,8 (вкл.) |
7,5 |
12 |
14 |
|
более 1,8 до 2,5 (вкл.) |
8,5 |
13,5 |
16 |
Под допускаемыми массой ТС или осевой нагрузкой соответственно понимаются транспортная масса по прил. 2 или осевая по прил. 3 либо транспортная масса/осевая нагрузка, параметры которых установлены в отношении отдельной автодороги (ее участка) владельцем этой автодороги при соблюдении нижеследующих условий:
- упомянутые значения транспортной массы превышают показатели по прил. 2, и (или) такие значения осевой нагрузки превышают показатели по прил. 3;
- владельцем автодороги установлены соответствующие дорожные знаки, и на официальном веб-сайте владельца автодороги опубликована соответствующая информация;
- транспортно-эксплуатационные характеристики автодороги (ее участка) соответствуют упомянутым значениям транспортной массы/осевой нагрузки.
У этого прил. 3 также есть примечание, уточняющее или ограничивающее в применении некоторые параметры.
Бланк по теме: Бланк и образец заявки на перевозку грузаПеревозка негабаритного груза: законодательство
Автоперевозки на федеральном уровне регулируются, в первую очередь, ФЗ-259. П. 1 ст. 3 этого ФЗ гласит, что на основе его норм Правительство РФ утверждает правила перевозок грузов автотранспортом. Автомобильное транспортирование негабаритного груза детально регламентировано указанными ранее Правилами, утв. Постановлением Правительства от21.12.2020 № 2200.
На грузовые автоперевозки распространяются ПДД и нормы КоАП, в частности, ст. 12.21.1. Положения последней статьи определяют применение к негабаритным грузоперевозкам профильных ведомственным актов, в частности, устанавливающих порядок выдачи спецразрешения на движение по автодорогам тяжеловесного/крупногабаритного ТС.
С 1.03.2023 в этой части действует Приказ Минтранса № 418 от 18.10.2022. До указанного периода применялся аналогичный Приказ № 167 от 5.06.2019.
Также здесь действует Приказ Минтранса № 343 от 31.08.2020, утв. Требования к организации движения по автодорогам тяжеловесных/крупногабаритных ТС.
Правила перевозки негабаритного груза автотранспортом в 2023 году
Согласно п. 3 ст. 3 ФЗ-259, правила перевозок грузов автотранспортом — это НПА, регламентирующие порядок организации перевозок различных видов грузов, обеспечения их сохранности и определяющие условия грузоперевозки и предоставления автотранспортных средств в этих целях. Они закреплены в соответствующем НПА, утв. Постановлением Правительства № 2200.
Больше полезной информации - в "КонсультантПлюс". Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.
Когда нужно разрешение на перевозку негабаритного груза
П. 1 ст. 31 ФЗ-257 устанавливает, что движение по автодорогам в целом крупногабаритного автотранспорта допускается лишь при наличии законно выданных спецразрешений.
Исходя из совокупных норм Правил, утв. Постановлением Правительства № 2200 и ст. 12.21.1 КоАП, отдельное разрешение на перемещение по автодорогам негабаритных ТС (с грузом или без) требуется при зафиксированном особом превышении у тяжеловесного/крупногабаритного авто соответствующих допускаемых значений габаритов по прил. 1-3. То есть для крупногабаритных автомобилей - это выход за лимиты длины, ширины и высоты, а для тяжеловесных грузовиков — превышение допускаемых показателей транспортной массы или осевой нагрузки. Исключение — когда соответствующее превышение допустимо по локальным правилам, установленным владельцем автодороги.
П. 2 с. 31 ФЗ-257 - движение по автодорогам тяжеловесного автотранспорта, чья масса с грузом/без него и (или) осевая нагрузка больше чем на 10% процентов превышает допустимые транспортную массу или осевую нагрузку.
Как получить разрешение на перевозку негабаритного груза
Как уже упоминалось, с 1.03.2023 г. разрешения на автоперевозку негабаритных грузов выдаются по обновленным правилам. Получает спецразрешение в заявительном порядке владелец ТС или полномочный представитель. Выдают электронный документ, подписываемый усиленной электронной квалифицированной подписью, который потом надо распечатать на бумаге.
Для получения спецразрешения требуется:
- Согласование маршрута тяжеловесного/ крупногабаритного автотранспорта.
- Возмещение автовладельцем (при тяжеловесной категории) вреда, который будет причинен таким ТС.
Спецразрешение на движение автотранспорта по установленному постоянному маршруту выдают упрощенно в электронной форме на 1 поездку и на срок до 1 месяца. Для этого заявителю сообщают размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортом, в пределах 1 раб. дн. с момента регистрации заявления.
Куда обращаться за разрешением
Спецразрешение на общее движение по автодорогам тяжеловесного/крупногабаритного автотранспорта выдает Ространснадзор. Особое спецразрешение на передвижение негабаритных ТС выдает Росавтодор. Подается заявление через портал госуслуг.
Как написать заявление
Заявление с прилагаемой документацией заявитель подает через личный аккаунт перевозчика, доступ к которому открывается через официальный веб-сайт полномочного ведомства. Заявление составляется согласно инструкции, представленной на соответствующем интернет-ресурсе. Функционал доступен только зарегистрированным и авторизованным пользователям.
Также допустимо это сделать непосредственно на портале госуслуг. Попасть на нужную страницу можно как из личного кабинета, так и по прямой ссылке на сайте соответствующего ведомства. Потребуется авторизация через ЕСИА и наличие подтвержденного аккаунта.
Госпошлина
За выдачу спецразрешения уплачивается госпошлина после подачи соответствующего заявления, но до принятия его к рассмотрению. Ее размер составляет 1600 руб.
Документы для оформления разрешения
К заявлению прилагают:
- Копии документации на каждое ТС (ПТС/СТС, паспорт самоходной машины), задействуемое в перевозке (для транспорта, зарегистрированного органами Гостехнадзора, а также за рубежом).
- Схема тяжеловесного/крупногабаритного транспорта (автопоезда) с отображением размещения груза (при его наличии) (формируется автоматически на основе сведений о транспорте и грузе). На схеме отображают автотранспорт, планируемый к участию в перевозке, его габариты с грузом и крепежом (при наличии груза), количество осей и колес на нем, взаимное расположение осей и колес, распределение осевой нагрузки, а также при наличии груза — грузовые габариты, конфигурация груза на ТС, погрузочная высота, свес (при наличии) (отображается вид в профиль, сзади).
- Копия доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия доверенного лица (если запрос отправляется представителем).
После уплаты госпошлины заявление регистрируют в личном кабинете.
Сколько оформляется разрешение
В пределах 2 дней со дня регистрации заявления полномочный орган проверяет достоверность предоставленной информации:
- о регистрации перевозчика в качестве ИП или юрлица,
- о соблюдении требований к грузу, не являющемуся неделимым.
В этот же срок полномочное должностное лицо проводит мероприятия в рамках согласования маршрута:
- устанавливает путь следования по заявленному маршруту;
- определяет владельцев автодорог;
- направляет в адрес определенных владельцев запрос на согласование маршрута тяжеловесного/крупногабаритного транспорта.
Спецразрешение выдается фактически в течение 1-6 раб. дн. после получения всех необходимых актов согласования.
Основания для отказа в выдаче разрешения
Отказать в выдаче спецразрешения вправе по следующим причинам:
- Реальные сведения о госрегистрации в качестве ИП или юрлица не совпадают с заявленными.
- Не соблюдены требования о перевозке не являющегося неделимым груза.
- Заявленные и предоставленные сведения не соответствуют техническим, регистрационным параметрам транспорта/груза, технической возможности фактически осуществить заявленную перевозку.
- Установлена невозможность, при маршрутном согласовании, перемещения по заявленному маршруту тяжеловесного крупногабаритного авто с заявленными техническими параметрами ввиду технического состояния автодороги, искусственных дорожных или иных сооружений, инженерных коммуникаций, а также по требованиям БДД.
- Нет согласия заявителя (предусмотренного п. 22 Порядка):
- на разработку проекта ОДД и/или спецпроекта;
- проведение оценки техсостояния автодороги;
- принятие спецмер по обустройству пересекающих автодорогу сооружений и инженерных коммуникаций, определенных согласно проведенной оценке техсостояния автодороги и в законодательно установленных случаях;
- укрепление автодорог или принятие спецмер по обустройству автодорог или их участков, определенных проведенной оценкой техсостояния автодороги и в законодательно установленных случаях.
- Нет согласования или поступил мотивированный отказ владельцев автодорог или согласующих учреждений.
- Отсутствие допуска у российского перевозчика к осуществлению международных автоперевозок (при осуществлении международной автоперевозки грузов).
- Истечение обозначенных в заявлении сроков перевозки.
Что делать, если отказали в выдаче разрешения
Отказ в выдаче спецразрешения, как и любое деяние (решение) госоргана обжалуется в досудебном административном или специальном судебном порядке в рамках КАС.
Штраф за нарушение правил перевозки негабаритного груза автотранспортом
Ст. 12.21.1 КоАП предусматривает минимум 11 составов правонарушений, связанных с негабаритными (крупногабаритными, тяжеловесными) автоперевозками. Квалификация содеянного зависит от фактических обстоятельств инцидента. А санкция, в свою очередь, находится в прямой зависимости от:
- Квалифицирующего признака.
- Юридически вмененного состава правонарушения.
- Субъекта административного проступка.
К примеру, передвижение крупногабаритного автотранспорта с превышением допускаемых транспортных габаритов на величину не больше 10 см - без специального разрешения либо с превышением указанных в спецразрешении габаритов на тождественную величину, влечет следующие штрафные санкции:
- 1-1,5 тыс. руб. - для водителей,
- 10-15 тыс. руб. - для должностных лиц, ответственных за грузоперевозку,
- 100-150 тыс. руб. - для юрлиц и ИП, занятых грузоперевозкой.
При автофиксации (фото-, видео-съемке) административного проступка техническими спецсредствами, к ответственности привлекается собственник (владельц) автотранспорта в размере 150 тыс. руб.
Внимание! Ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП признана Постановлением КС РФ № 5-П от 18.01.2019 частично не соответствующей Конституции РФ. Правовое регулирование правоотношений в этой части определено указанным Постановлением - до внесения соответствующих законодательных изменений.
Можно ли и как обжаловать штраф
С 1.01.2023 г. административные дела о нарушении правил движения тяжеловесного и крупногабаритного автотранспорта рассматривает Ространснадзор, включая случаи, когда данное нарушение зафиксировано работающей в авторежиме камерой (см. ФЗ-161 от 11.06.2022). До указанной даты это была компетенция полиции. Соответственно, порядок обжалования по данной категории дел теперь тоже поменялся. Предусмотрены два варианта обжалования:
- Административный досудебный — в вышестоящую инстанцию по подведомственности (должностное лицо, орган соответствующего уровня Ространснадзора).
- Судебный - как и ранее, зависит от категории жалобщика. Водители подают жалобу в районный/городской суд, а юрлица и ИП — в арбитражный, если нарушение было непосредственно связано с экономической деятельностью предприятия; в суд общей юрисдикции - если не связано.
Успеть подать жалобу надо в течение 10 суток с момента ее вручения (фактического получения) согласно почтовым штампам.