Правила перевозки негабаритных грузов автомобильным транспортом

22.07.2023
0
Правила перевозки негабаритных грузов в очередной раз поменялись. Как выдается в 2023 году разрешение на перемещение крупногабаритного и тяжеловесного транспорта по автомобильным дорогам; каковы критерии замера длины, веса ТС; размеры штрафов за допущенные нарушения — рассмотрим в этой статье.

Что такое негабаритный груз

Термин «негабаритный груз» в настоящее время юридически не закреплен в законодательстве РФ. Исходя из анализа совокупности норм права (ст. 12.21.1 КоАП, ст. 3 ФЗ-257, Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 2200 от 21.12.2020) и сложившейся практики правоприменения,  под негабаритным грузом принято понимать превышающий установленные пределы габаритов крупногабаритный и тяжеловесный груз, перевозимый соответствующими видами транспортных средств по автодорогам. Буквально же в нормативных актах речь идет о крупногабаритных и тяжеловесных грузовых автомобилях.

П. 23.5 ПДД гласит, что движение крупногабаритного/тяжеловесного ТС осуществляется с учетом требований ФЗ-257.

П. 8 Требований, утв. Приказом Минтранса № 343 от 31.08.2020 - в зависимости от габаритов автомобиля и перевозимого груза на тяжеловесном/крупногабаритном транспорте устанавливаются опознавательные знаки:

  • "крупногабаритный груз";
  • "автопоезд";
  • "ограничение скорости";
  • "длинномерное транспортное средство".

Рекомендованный образец приводится в прил. 1 указанных Требований.

Статья по теме: Правила перевозки опасных грузов Перевозка опасных грузов – это процедура, которая предполагает соблюдение множества требований законодательства. Расскажем, какие правила перевозки опасных грузов действуют в настоящее время, и сделаем акцент на международных и внутренних перевозках автотранспортом. Подробнее

Крупногабаритный груз

По п. 23.4 ПДД груз, выступающий за габариты ТС сзади/спереди больше чем на 1 м или сбоку больше чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, обозначается опознавательным знаком «Крупногабаритный груз». П. 18 ст. 3 ФЗ-257 определяют, что крупногабаритное ТС — это такой автомобиль, габариты которого с грузом или без него превысили допустимые, установленные Правительством РФ, габариты.

П. 6 Правил, утв. ПП № 2200, закрепляет указанные допустимые габариты в прил. 1.:

  1. По длине:
  • одиночное ТС — 12 м;
  • автопоезд — 20 м;
  • прицеп — 12 м;
  • максимальный выступ груза за заднюю точку габарита — 2 м.
  1. По ширине:
  • изотермические кузова ТС — 2,6 м;
  • Все ТС — 2,55.
  1. По высоте : все ТС — 4 м.

Внимание: указанные предельно допускаемые габариты ТС включают параметры съемных кузовов, грузовой тары, в т. ч. контейнеров.

Тяжеловесный груз

Термин «тяжеловесный груз» в НПА РФ также не фигурирует. Закреплено только понятие:

«Тяжеловесное ТС» (п. 17 ст. 3 ФЗ-257). Это авто, чья масса с грузом/без него и/или нагрузка на ось которого превышают допустимые, установленные ПП РФ, транспортную массу и/или осевую нагрузку.

Указанные параметры закреплены в прил. 2-3 Правил, утв. ПП № 2200. Допускаемая транспортная масса в тоннах:

  1. Одиночные авто:
  • 2 оси — 18;
  • 3 оси — 25;
  • 4 оси — 32;
  • от 5 осей — 38.
  1. Автопоезда прицепные, седельные:
  • 3 оси — 28;
  • 4 оси — 36;
  • 5 осей — 40;
  • от 6 осей — 44.

Допускаемая осевая нагрузка в тоннах:

Осевая конфигурация

Расстояние между сближенными осями, м

Допускаемая осевая нагрузка колесного ТС, т

для автодорог, с нормативной нагрузкой 6 т на ось

для автодорог с нормативной нагрузкой 10 т на ось

для автодорог, с нормативной нагрузкой 11,5 т на ось

Одиночная

более 2,5

5,5 (6)

9 (10)

10,5 (11,5)

Группа сдвоенных сближенных осей

до 1 (вкл.)

8 (9)

10 (11)

11,5 (12,5)

Более 1 до 1,3 (вкл.)

9 (10)

13 (14)

14 (16)

более 1,3 до 1,8 (вкл.)

10 (11)

15 (16)

17 (18)

более 1,8 до 2,5 (вкл.)

11 (12)

17 (18)

18 (20)

Группа строенных сближенных осей

до 1 (вкл.)

11 (12)

15 (16,5)

17 (18)

Более 1 до 1,3 (вкл.)

12 (13)

18 (19,5)

20 (21)

более 1,3 до 1,8 (вкл.)

13,5 (15)

21 (22,5)

23,5 (24)

более 1,8 до 2,5 (вкл.)

15 (16)

22 (23)

25 (26)

Группа сближенных осей с числом осей свыше 3 (не более двух 1-скатных либо 2-скатных колес на оси)

до 1 (вкл.)

3,5 (4)

5 (5,5)

5,5 (6)

более 1 до 1,3 (вкл.)

4 (4,5)

6 (6,5)

6,5 (7)

более 1,3 до 1,8 (вкл.)

4,5 (5)

6,5 (7)

7,5 (8)

более 1,8 до 2,5 (вкл.)

5 (5,5)

7 (7,5)

8,5 (9)

Группа сближенных осей с числом осей 2 и больше (по 4 (вкл.) и более 1-скатных или 2-скатных колеса на оси)

до 1 (вкл.)

6

9,5

11

более 1 до 1,3 (вкл.)

6,5

10,5

12

более 1,3 до 1,8 (вкл.)

7,5

12

14

более 1,8 до 2,5 (вкл.)

8,5

13,5

16

Под допускаемыми массой ТС или осевой нагрузкой соответственно понимаются транспортная масса по прил. 2 или осевая по прил. 3 либо транспортная масса/осевая нагрузка, параметры которых установлены в отношении отдельной автодороги (ее участка) владельцем этой автодороги при соблюдении нижеследующих условий:

  1. упомянутые значения транспортной массы превышают показатели по прил. 2, и (или) такие значения осевой нагрузки превышают показатели по прил. 3;
  2. владельцем автодороги установлены соответствующие дорожные знаки, и на официальном веб-сайте владельца автодороги опубликована соответствующая информация;
  3. транспортно-эксплуатационные характеристики автодороги (ее участка) соответствуют упомянутым значениям транспортной массы/осевой нагрузки.

У этого прил. 3 также есть примечание, уточняющее или ограничивающее в применении некоторые параметры.

Бланк по теме: Готовый заполненный образец заявки на перевозку груза Бланк и образец заявки на перевозку груза Посмотреть Скачать

Перевозка негабаритного груза: законодательство

Автоперевозки на федеральном уровне регулируются, в первую очередь, ФЗ-259. П. 1 ст. 3 этого ФЗ гласит, что на основе его норм Правительство РФ утверждает правила перевозок грузов автотранспортом. Автомобильное транспортирование негабаритного груза детально регламентировано указанными ранее Правилами, утв. Постановлением Правительства от21.12.2020 № 2200.

На грузовые автоперевозки распространяются ПДД и нормы КоАП, в частности, ст. 12.21.1. Положения последней статьи определяют применение к негабаритным грузоперевозкам профильных ведомственным актов, в частности, устанавливающих порядок выдачи спецразрешения на движение по автодорогам тяжеловесного/крупногабаритного ТС.

С 1.03.2023 в этой части действует Приказ Минтранса № 418 от 18.10.2022. До указанного периода применялся аналогичный Приказ № 167 от 5.06.2019.

Также здесь действует Приказ Минтранса № 343 от 31.08.2020, утв. Требования к организации движения по автодорогам тяжеловесных/крупногабаритных ТС.

Правила перевозки негабаритного груза автотранспортом в 2023 году

Согласно п. 3 ст. 3 ФЗ-259, правила перевозок грузов автотранспортом — это НПА, регламентирующие порядок организации перевозок различных видов грузов, обеспечения их сохранности и определяющие условия грузоперевозки  и предоставления автотранспортных средств в этих целях. Они закреплены в соответствующем НПА, утв. Постановлением Правительства № 2200.

Больше полезной информации -  в "КонсультантПлюс". Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.

Когда нужно разрешение на перевозку негабаритного груза

П. 1 ст. 31 ФЗ-257 устанавливает, что движение по автодорогам в целом крупногабаритного автотранспорта допускается лишь при наличии законно выданных спецразрешений.

Исходя из совокупных норм Правил, утв. Постановлением Правительства № 2200 и ст. 12.21.1 КоАП, отдельное разрешение на перемещение по автодорогам негабаритных ТС (с грузом или без) требуется при зафиксированном особом превышении у тяжеловесного/крупногабаритного авто соответствующих допускаемых значений габаритов по прил. 1-3. То есть для крупногабаритных автомобилей - это выход за лимиты длины, ширины и высоты, а для тяжеловесных грузовиков — превышение допускаемых показателей транспортной массы или осевой нагрузки. Исключение — когда соответствующее превышение допустимо по локальным правилам, установленным владельцем автодороги.

П. 2 с. 31 ФЗ-257 - движение по автодорогам тяжеловесного автотранспорта, чья масса с грузом/без него и (или) осевая нагрузка больше чем на 10% процентов превышает допустимые транспортную массу или осевую нагрузку.

Как получить разрешение на перевозку негабаритного груза

Как уже упоминалось, с 1.03.2023 г. разрешения на автоперевозку негабаритных грузов выдаются по обновленным правилам. Получает спецразрешение в заявительном порядке владелец ТС или полномочный представитель. Выдают электронный документ, подписываемый усиленной электронной квалифицированной подписью, который потом надо распечатать на бумаге.

Для получения спецразрешения требуется:

  1. Согласование маршрута тяжеловесного/ крупногабаритного автотранспорта.
  2. Возмещение автовладельцем (при тяжеловесной категории) вреда, который будет причинен таким ТС. 

Спецразрешение на движение автотранспорта по установленному постоянному маршруту выдают упрощенно в электронной форме на 1 поездку и на срок до 1 месяца. Для этого заявителю сообщают размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортом, в пределах 1 раб. дн. с момента регистрации заявления.

Куда обращаться за разрешением

Спецразрешение на общее движение по автодорогам тяжеловесного/крупногабаритного автотранспорта выдает Ространснадзор. Особое спецразрешение на передвижение негабаритных ТС выдает Росавтодор. Подается заявление через портал госуслуг.

Как написать заявление

Заявление с прилагаемой документацией заявитель подает через личный аккаунт перевозчика, доступ к которому открывается через официальный веб-сайт полномочного ведомства. Заявление составляется согласно инструкции, представленной на соответствующем интернет-ресурсе. Функционал доступен только зарегистрированным и авторизованным пользователям.

Также допустимо это сделать непосредственно на портале госуслуг. Попасть на нужную страницу можно как из личного кабинета, так и по прямой ссылке на сайте соответствующего ведомства. Потребуется авторизация через ЕСИА и наличие подтвержденного аккаунта. 

Госпошлина

За выдачу спецразрешения уплачивается госпошлина после подачи соответствующего заявления, но до принятия его к рассмотрению. Ее размер составляет 1600 руб.

Документы для оформления разрешения

К заявлению прилагают:

  1. Копии документации на каждое ТС (ПТС/СТС, паспорт самоходной машины), задействуемое в перевозке (для транспорта, зарегистрированного органами Гостехнадзора, а также за рубежом).
  2. Схема тяжеловесного/крупногабаритного транспорта (автопоезда) с отображением размещения груза (при его наличии) (формируется автоматически на основе сведений о транспорте и грузе). На схеме отображают автотранспорт, планируемый к участию в перевозке, его габариты с грузом и крепежом (при наличии груза), количество осей и колес на нем, взаимное расположение осей и колес, распределение осевой нагрузки, а также при наличии груза — грузовые габариты, конфигурация груза на ТС, погрузочная высота, свес (при наличии) (отображается вид в профиль, сзади).
  3. Копия доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия доверенного лица (если запрос отправляется представителем).

После уплаты госпошлины заявление регистрируют в личном кабинете.

Сколько оформляется разрешение

В пределах 2 дней со дня регистрации заявления полномочный орган проверяет достоверность предоставленной информации:

  • о регистрации перевозчика в качестве ИП или юрлица,
  • о соблюдении требований к грузу, не являющемуся неделимым.

В этот же срок полномочное должностное лицо проводит мероприятия в рамках согласования маршрута:

  1. устанавливает путь следования по заявленному маршруту;
  2. определяет владельцев автодорог;
  3. направляет в адрес определенных владельцев запрос на согласование маршрута тяжеловесного/крупногабаритного транспорта.

Спецразрешение выдается фактически в течение 1-6 раб. дн. после получения всех необходимых актов согласования.

Основания для отказа в выдаче разрешения

Отказать в выдаче спецразрешения вправе по следующим причинам:

  1. Реальные сведения о госрегистрации в качестве ИП или юрлица не совпадают с заявленными.
  2. Не соблюдены требования о перевозке не являющегося неделимым груза.
  3. Заявленные и предоставленные сведения не соответствуют техническим, регистрационным параметрам транспорта/груза, технической возможности фактически осуществить заявленную перевозку.
  4. Установлена невозможность, при маршрутном согласовании, перемещения по заявленному маршруту тяжеловесного крупногабаритного авто с заявленными техническими параметрами ввиду технического состояния автодороги, искусственных дорожных или иных сооружений, инженерных коммуникаций, а также по требованиям БДД.
  5. Нет согласия заявителя (предусмотренного п. 22 Порядка): 
  • на разработку проекта ОДД и/или спецпроекта;
  • проведение оценки техсостояния автодороги;
  • принятие спецмер по обустройству пересекающих автодорогу сооружений и инженерных коммуникаций, определенных согласно проведенной оценке техсостояния автодороги и в законодательно установленных случаях;
  • укрепление автодорог или принятие спецмер по обустройству автодорог или их участков, определенных проведенной оценкой техсостояния автодороги и в законодательно установленных случаях.
  1. Нет согласования или поступил мотивированный отказ владельцев автодорог или согласующих учреждений.
  2. Отсутствие допуска у российского перевозчика к осуществлению международных автоперевозок (при осуществлении международной автоперевозки грузов).
  3. Истечение обозначенных в заявлении сроков перевозки.

Что делать, если отказали в выдаче разрешения

Отказ в выдаче спецразрешения, как и любое деяние (решение) госоргана обжалуется в досудебном административном или специальном судебном порядке в рамках КАС.

Штраф за нарушение правил перевозки негабаритного груза автотранспортом

Ст. 12.21.1 КоАП предусматривает минимум 11 составов правонарушений, связанных с негабаритными (крупногабаритными, тяжеловесными) автоперевозками. Квалификация содеянного зависит от фактических обстоятельств инцидента. А санкция, в свою очередь, находится в прямой зависимости от:

  • Квалифицирующего признака.
  • Юридически вмененного состава правонарушения.
  • Субъекта административного проступка.

К примеру, передвижение крупногабаритного автотранспорта с превышением допускаемых транспортных габаритов на величину не больше 10 см - без специального разрешения либо с превышением указанных в спецразрешении габаритов на тождественную величину, влечет следующие штрафные санкции:

  • 1-1,5 тыс. руб. - для водителей,
  • 10-15 тыс. руб. - для должностных лиц, ответственных за грузоперевозку,
  • 100-150 тыс. руб.  - для юрлиц и ИП, занятых грузоперевозкой.

При автофиксации (фото-, видео-съемке) административного проступка техническими спецсредствами, к ответственности привлекается собственник (владельц) автотранспорта в размере 150 тыс. руб.

Внимание! Ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП признана Постановлением КС РФ № 5-П от 18.01.2019 частично не соответствующей Конституции РФ. Правовое регулирование правоотношений в этой части определено указанным Постановлением - до внесения соответствующих законодательных изменений.

Можно ли и как обжаловать штраф

С 1.01.2023 г. административные дела о нарушении правил движения тяжеловесного и крупногабаритного автотранспорта рассматривает Ространснадзор, включая случаи, когда данное нарушение зафиксировано работающей в авторежиме камерой (см. ФЗ-161 от 11.06.2022). До указанной даты это была компетенция полиции. Соответственно, порядок обжалования по данной категории дел теперь тоже поменялся. Предусмотрены два варианта обжалования:

  1. Административный досудебный — в вышестоящую инстанцию по подведомственности (должностное лицо, орган соответствующего уровня Ространснадзора).
  2. Судебный - как и ранее, зависит от категории жалобщика. Водители подают жалобу в районный/городской суд, а юрлица и ИП — в арбитражный, если нарушение было непосредственно связано с экономической деятельностью предприятия; в суд общей юрисдикции -  если не связано.

Успеть подать жалобу надо в течение 10 суток с момента ее вручения (фактического получения) согласно почтовым штампам.

Специализация: Гражданское право - работа с недвижимостью. договорная работа, наследственное право, банкротство.

Окончила в 2005 г. Тверской государственный университет, юридический факультет, специальность-юриспруденция.

Юрист в сфере недвижимости:составление договоров, регистрация в Росреестре прав и сделок,оформление наследственных прав,
сопровождение сделок с недвижимым имуществом,судебный опыт по делам,связанным с признанием прав на недвижимость.
Имеется опыт работы помощником арбитражного управляющего.

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Перевозка и другие транспортные услуги
Оставить комментарий