Организация складского учета на предприятии

20.02.2018
0
Команда СП

Успех в деятельности каждого предприятия определяется массой выполняемых требований, зачастую касающихся четкой организацией работы складского хозяйства. Об особенностях ведения склада узнаем из этой статьи.

Как организована работа склада

Как правило, сохранность производственных запасов обеспечивается оборудованием специальных складских площадей. Храниться на складе могут:

  • Товары для дальнейшей реализации;
  • Готовая продукция;
  • Запчасти, расходные и комплектующие материалы;
  • Спецодежда и спецобувь, рабочий инвентарь и т. д;
  • ТМЦ, принятые на ответхранение.

Ведение складского учета осуществляется обученными высококвалифицированными работниками, руководит которыми заведующий складом. Это особенно важно для коммерческих фирм, специализирующихся на продажах, где данные об остатках товаров на складе постоянно обновляются. В зависимости от масштабов производства под началом заведующего может находиться штат кладовщиков и подсобных рабочих – грузчиков, уборщиков. На каждого из них возложены соответствующие обязанности.

Этот штат сотрудников обеспечивает организацию складского учета на предприятии. Заведующий контролирует все перемещения товаров: оприходование поставок, перевод в торговый зал, отгрузки контрагентам, внутрифирменное передвижение. Кладовщики (операторы складского учета) непосредственно выполняют следующие функции:

  • оприходование готовой продукции, товаров на склад;
  • прием и проверка сопроводительных документов;
  • занесение сведений по приходу в складские учетные формы;
  • отгрузка/выдача товаров покупателям по оформленным расходным документам;
  • занесение информации об отпуске ТМЦ в учете;
  • извещение бухгалтера об увеличении закупочных цен, внесение изменений в учетную документацию;
  • участие в проведении инвентаризации имеющихся на складе товаров и запасов.

На руководителя склада и подчиняющихся ему кладовщиков возложена материальная ответственность за сохранность МЦ.

Система складского учета

Важным моментом в эффективной организации работы на складе является четкая система учета, обеспечивающая правдивое и полное отражение поступления, перемещения, использования или списании ТМЦ. Движение ТМЦ на складе документируется на каждом этапе от приемки до выбытия.

К общим принципам, характерным для складского учета, относят ведение количественно-суммового учета ТМЦ:

  • по номенклатуре;
  • по сортам и видам.

Аналитический учет осуществляется по номенклатурным номерам и местам хранения ТМЦ – по каждому складу отдельно. Сведения о движении материалов аккумулируются на счете 10, корреспондирующемся со счетами расчетов с контрагентами, производства (основного и вспомогательного), списания потерь и недостач.

Порядок операций по движению и учету материалов на складах компаний регламентируется инструкцией по складскому учету, приемлемой для отрасли, в которой фирма работает. Например, предприятия, специализирующиеся на выпуске безалкогольных напитков и пива, руководствуются принятой 06.02.1976 г. и дополненной в 2014 году инструкцией по приемке, складированию, хранению и учету МПЗ.

Отпуск ТМЦ регулируется ПБУ 5/01 «Учет МПЗ». Применяются различные способы оценки ТМЦ, как то:

  • по средней себестоимости однородных товаров;
  • методу ФИФО, когда ТМЦ выбывают со склада в той последовательности, в которой поступают;
  • по себестоимости каждой позиции. Применяется для уникальных материалов или учитываемых в особом порядке (например, драгметаллов).

Принятый компанией порядок учета материалов закрепляется в учетной политике.

Документооборот на складе предприятия

Документы складского учета – это комплект форм, применение которых также закрепляется в учетной политике фирмы. Чаще используют унифицированные типовые бланки, но компаниям предоставлена возможность разрабатывать документы в соответствии с требованиями закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете», приемлемые в специфике предприятия. Каждая операция на складе оформляется соответствующим документом. Представляем основные хозяйственные операции и документы, подтверждающие ведение складского учета материалов:

Операция

Подтверждение документом

Содержание документа

Действия персонала

склада

бухгалтерии

 

 

 

 

 

 

Приход ТМЦ на склад

Приходный ордер ф. М-4 составляется на основании накладных и счетов-фактур от поставщика.

№ партии, количество и стоимость ТМЦ, дата поступления

Кладовщик при приемке сверяет номенклатуру, количество ТМЦ с данными поставщика и заказом, составляет ордер

Бухгалтер приходует ТМЦ на основании приходных ордеров

На каждую позицию заводят карточку складского учета ф. М-17

Информация о принятом к учету материале – цена, количество, сумма, дата поступления

Оформляется кладовщиком на каждое наименование принятого материала

В конце месяца сверяет данные карточек с учетными регистрами. Заверяет карточки подписью.

Акт ф. М-7, если присутствует несоответствие между реальным количеством и указанным поставщиком

Сведения о расхождениях в поставке

Составляется претензия в адрес поставщика, передается кладовщиком ему и в бухгалтерию

Отслеживает действия поставщика

 

 

 

 

 

Отпуск ТМЦ

Требование-накладная ф. М-11

 

 

 

 

 

Наименование и количество отпущенных ТМЦ в производство или на сторону

Кладовщиком записываются сведения о количестве выбывших ТМЦ

 

 

 

 

Проводки по списанию ТМЦ на производство, в реализацию

Лимитно-заборная карта ф. М-8

Накладная на отпуск на сторону ф. М-15

Отмечается выбытие в карточке ф. М-17

Списание ТМЦ

Акт

Информирует о количестве ТМЦ с указанием причины списания (порча, недостача и др.)

Составляется работниками склада (по факту порчи или после инвентаризации)

Списывается на основании акта

Оформление результатов инвентаризации

Отчет о движении ТМЦ ф. МХ-20

Сопоставляется приход/расход ТМЦ с фактическими данными

Ведение на складе с подсчетом итогов при движении ТМЦ

Сверка достоверности движения ТМЦ с данными бухучета

Оставить комментарий