Бухгалтерский учет на предприятии: задачи и возможности
Цель любого бизнеса – получение прибыли. Но как бы хорошо не была организована основная деятельность, без систематизированного учета, планирования, продуктивного расхода средств и контроля в финансово-хозяйственной деятельности, руководитель лишен возможности максимально эффективно управлять предприятием.
Правильно организованное ведение бухгалтерского учета на предприятии дает возможность:
- оптимизировать денежные потоки предприятия;
- осуществлять оперативный контроль финансовых показателей и деятельности предприятия в целях обеспечения максимальной эффективности работы всех производственных структур, принятия оперативных управленческих решений;
- оптимизировать систему учета и документооборота по финансово-хозяйственной деятельности;
- обеспечить высокий качественный уровень бухгалтерской и налоговой отчетности.
За нарушение правил ведения бухгалтерского учета предусмотрена ответственность. Какая? Узнайте в Путеводителе по налогам от «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, получите пробный демодоступ бесплатно.
Организация бухгалтерского учета на предприятии: формы, функции, ответственные лица
Ведение бухучета в РФ регламентировано законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ, также различными Федеральными стандартами бухучета (ФСБУ), Положениями о бухучете (ПБУ), локальными нормативными актами, например, учетной политикой, и различными нормативными актами. Ответственность за организацию бухучета и его соответствие законодательным нормам несет руководитель предприятия. Его полномочиями:
- в качестве структурного подразделения учреждается бухгалтерская служба, возглавляет которую главный бухгалтер;
- составляется и утверждается штат (вводятся и исключаются должности) бухгалтерской службы;
- может быть передано ведение бухгалтерского учета в аутсорсинг конкретному специалисту или выбранной компании;
- в небольшой компании бухучет может вестись лично самим руководителем или назначенным им сотрудником.
Организация бухучета на предприятии – это системный комплекс функций, выполняемых аппаратом бухгалтерии, в числе которых учет:
- финансовой деятельности – фондов, прибыли, резервов, изготовления и реализации продукции;
- ТМЦ – основных средств, активов и материалов;
- затрат на производство;
- расчетов на оплату труда работников предприятия;
- денежных операций – движения наличных и безналичных средств (по кассе, расчетному счету, расчеты с бюджетом, поставщиками, кредиторами и проч.);
- документооборота и составление бухгалтерской отчетности.
Предприятие в обязательном порядке, с учетом норм действующего законодательства, разрабатывает учетную бухгалтерскую и налоговую политику – правила, по которым фирмой ведется учет. Для правильного отражения хозопераций в учетных регистрах, применяется рабочий план счетов бухучета.
Немаловажную роль в организации учета, играет его форма, применяемая на предприятии. Выбор формы ведения учета, перечня применяемых регистров учета, их построения, последовательности и способов введения в них учетных данных – прерогатива предприятия, отражаемая в учетной политике.
Форма бухучета определяется в зависимости от многих факторов – масштаба и вида деятельности предприятия, квалификационного уровня аппарата бухгалтерии и ответственных работников подразделений, степени внедрения и использования автоматических систем учета в бухгалтерии и на различных участках и этапах производства. Различают следующие формы учета:
- журнал-главная;
- автоматизированную;
- журнально-ордерную;
- мемориально-ордерную;
- упрощенную.
Основные формы учета: особенности и отличия
Рассмотрим самые популярные из перечисленных форм бухучета:
Мемориально-ордерная
Мемориально-ордерная система – оптимальная форма бухучета для бюджетных организаций, поскольку позволяет четко и последовательно отражать информацию по каждому счету.
Ведение учета осуществляется посредством мемориальных ордеров, составленных на основе проверенных и сгруппированных по конкретному признаку первичных документов. Все заполненные мемориальные ордера за текущий отчетный период, в хронологической последовательности вносятся в журнал регистрации, после чего информация по ним, конкретно по каждому синтетическому счету, отражается в Главной книге.
Журнал-главная
Одна из наиболее распространенных и применимых в любой отрасли и форме деятельности предприятия. Специалисты считают эту форму учета упрощенной разновидностью мемориально-ордерной системы, которая позволяет удобно и детализировано формировать информацию, необходимую для финотчетности.
Ведение учета по этой форме предусматривает внесение информационных данных из первичных и сводных бухгалтерских документов в журналы и ведомости, где указываются суммы, отражающие дебетовый и кредитовый оборот по соответствующему счету. По окончании текущего периода учета, итоговые записи по каждому из счетов переносятся в Главную книгу, по данным которой формируется баланс предприятия.
Упрощенная
Упрощенная форма бухучета – применяется для малых предприятий, имеющих в отчетном периоде небольшое количество хозопераций.
Допускается два варианта ведения учета по упрощенной форме – простая и с использованием регистров учета имущества.
В первом варианте все хозоперации отражаются исключительно в Книге учета хозяйственных операций без применения двойной записи. Во втором варианте, кроме Книги учета хозяйственных операций, дополнительно предусмотрено использование учетных регистров - ведомостей.
Основное отличие перечисленных форм бухучета заключается в применяемых регистрах. Выбор оптимальной формы остается за предприятием, исходя из специфики его деятельности. Любая из применяемых форм учета может быть автоматизирована, что значительно упрощает организацию и ведение бухучета любого современного предприятия.