Парикмахерские, как и большинство бизнесов в сфере услуг, применяют контрольно-кассовую технику. Рассмотрим, в каких случаях использование ККМ в индустрии красоты обязательно, и какие конкретно модели онлайн-касс подходят для соответствующего сегмента.
Обязательны ли онлайн-кассы для парикмахерских-юрлиц?
Если парикмахерская работает как ООО, то онлайн-кассу при расчетах с клиентами она должна использовать во всех случаях, кроме одного — когда организация расположена в местности, которая отнесена к категории отдаленных и труднодоступных (п. 3 ст. 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Список таких местностей каждый субъект РФ устанавливает самостоятельно. Пример подобного регионального нормативного акта — постановление правительства Ленинградской области от 20.11.2007 № 289.
«Труднодоступная местность» - определение, которое уже довольно давно применяется в законодательстве о контрольно-кассовой технике. Если ООО, находясь в труднодоступной местности, пользуется правом не применять онлайн-кассу, то необходимо выдавать клиенту (по его требованию) в подтверждение оплаты вместо кассового чека документ, подписанный выдавшим его лицом, и содержащий реквизиты, указанные в абз. 4-12 п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ. Отметим, что фактически это все основные реквизиты по кассовому чеку, отражающие данные о продавце, товаре (услуге), сумме оплаты.
Обязательны ли онлайн-кассы для парикмахерских, открытых ИП?
Если владелец парикмахерской — индивидуальный предприниматель, то он вправе не использовать онлайн-кассу:
- Если, как и ООО, находится в труднодоступной местности.
Как и юрлицо, ИП должен выдавать по требованию клиентов вместо чека документы, которые содержат указанные выше реквизиты по Закону № 54-ФЗ (абз. 4-12 п. 1 ст. 4.7).
- Если пользуется отсрочкой в применении ККМ до 1 июля 2021 года, установленной для предпринимателей (ст. 2 Закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ). Данная отсрочка доступна на любом налоговом режиме, но только при соблюдении двух условий:
- ИП ведет деятельность сам, без наемных работников;
- ИП оказывает услуги или продает товары собственного производства.
Таким образом, если в парикмахерской наряду с основной деятельностью происходит, условно говоря, перепродажа косметических средств — то ее владелец не сможет применить рассматриваемую отсрочку. После заключения первого трудового договора с работником, ИП должен зарегистрировать ККМ в течение 30 дней
- В случае, если зарегистрировался в качестве самозанятого и стал плательщиком налога на профессиональный доход (НПД). Самозанятые не обязаны применять ККТ, а выдаваемые клиентам чеки формируют в приложении «Мой налог».
Стать самозанятым парикмахер может, если ведет деятельность в регионе, где НПД действует. Список таких регионов зафиксирован в ст. 1 Закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ. Теоретически ИП может открыть «самозанятую» парикмахерскую в одном из таких регионов, если соответствующий субъект РФ расположен близко, и туда есть возможность ездить для работы. Прописка ИП в этом случае значения не имеет: важно, где физически расположен бизнес. Отметим, что совмещение НПД и других налоговых режимов — УСН, ПСН, ЕНВД или ОСНО, невозможно. Предпринимателю придется прекратить деятельность по другим режимам, если он хочет быть самозанятым. В этих целях в ФНС подается специальное заявление. Оно дополняет основную процедуру регистрации самозанятого в приложении «Мой налог» (которое ИП задействует в том же порядке, что и обычное физлицо).
В остальных случаях, не подпадающих под вышеуказанные исключения, парикмахер в статусе ИП обязан использовать ККМ. Парикмахерские услуги не входят в перечень видов деятельности по п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, при которых можно вовсе не применять ККМ.
Отметим, что ровно по тем же правилам определяется, нужны ли онлайн-кассы для салонов красоты, SPA, барбершопов и других заведений такого профиля.
Согласно п. 17 ст. 7 закона № 290-ФЗ от 03.07.2016, до 01.02.2021 г. ИП, работающие на спецрежимах, могут не указывать в чеках ККТ наименование товаров, услуг и их количество.
Читайте также: Онлайн-касса для ИП на патенте в 2020 году
Онлайн-кассы для парикмахеров: какие лучше брать?
Важная задача для любого бизнеса, которому нужна ККМ — выбрать подходящую онлайн-кассу. Рассмотрим, на что здесь может ориентироваться владелец парикмахерской.
В законодательстве нет каких-либо предписаний касательно того, какие именно ККМ должны использоваться парикмахерскими. Выбор устройства полностью на стороне владельца бизнеса. Но он может ориентироваться на следующие критерии (по ним же могут выбираться онлайн-кассы для салонов красоты):
1. Размеры кассы.
Обычно в парикмахерской не так много свободного места. Поэтому, имеет смысл задействовать миниатюрную ККМ автономного типа (не требующую подключения дополнительных устройств) с аккумулятором — и размещать ее в любом удобном месте салона.
Примеры таких устройств (все они — размером со смартфон): касса aQsi, МТС-Касса.
2. Поддержка кассой различных приложений.
Есть кассы, которые могут только «выдавать чеки» - например, устройства ЭЛВЕС-МФ, Меркурий-115Ф. А есть различные «умные» кассы, на которые можно ставить различные полезные приложения. К таким кассам относятся устройства линейки «Эвотор» (для них даже создан специальный магазин приложений — где есть программы и для парикмахерских), та же касса aQsi (тоже с магазином приложений).
3. Внешний вид ККМ.
Здесь все субъективно — но, очевидно, в индустрии красоты будет уместно использование касс с качественным дизайном. Отлично выглядят кассы «Эвотор», «Кассатка». В любом случае выбор остается за владельцем бизнеса.