Что говорит законодательство о наличии печати
В законе № 422-ФЗ о применении печати для самозанятых граждан (плательщиков налога на профдоход) ничего не говорится. Поэтому ответ нужно искать в других источниках.
Отдельного федерального закона об обязательности печати нет. В законе № 129-ФЗ о регистрации юридических лиц и ИП нет требования приобретать печать для ведения деятельности. Налоговый кодекс также не содержит таких положений.
Вообще, ранее говорилось о наличии печатей в отдельных законах:
-
№ 7-ФЗ - для некоммерческих организаций;
-
№ 208-ФЗ – по акционерным обществам;
-
№ 14-ФЗ - для обществ с ограниченной ответственностью.
Позже в отдельные статьи этих и других нормативных документов, содержащих положения о требовании иметь и применять печати, законом № 82-ФЗ были внесены существенные изменения. Они фактически отменили обязательность применения печатей для любых компаний.
Читайте также: Может ли иностранный гражданин быть самозанятым
Как сейчас трактуется требование о печати
Теперь юридические лица и предприниматели не обязаны применять печать, если у них ее нет (или можно в любое время отказаться от ее использования, если есть). Заверять документы оттиском нужно только при ее наличии – если фирма сама решила не отказываться от такого удостоверения документов.
То есть, компании и ИП вправе иметь печать, если захотят, и могут не использовать ее, если не считают нужным. В законодательстве сказано лишь о том, что отдельным федеральным законом может предусматриваться ее обязательность (п. 5 ст. 2 закона 14-ФЗ об ООО в ред. закона 82-ФЗ как раз ссылается на то, что в отдельных случаях наличие печати может быть установлено законодательством РФ. В частности, такое требование есть в законе о банках и банковской деятельности).
По аналогии можно сделать выводы и в отношении печати для самозанятых – если есть желание, человек вправе изготовить себе печать. Но об обязанности иметь ее нигде не говорится.
Для чего нужна печать
Документы в настоящее время заверяются подписью уполномоченного лица. Самозанятые – не исключение. Для официальных бумаг достаточно подписи с расшифровкой фамилии. Но многие компании и официальные структуры (в том числе налоговики) привыкли больше доверять бумагам, на которых стоит оттиск печати. Поэтому приобрести ее самозанятому, возможно, имеет смысл, если:
-
планируется оказание услуг, выполнение работ для юридических лиц;
-
предполагаемые заказчики – крупные компании или предприниматели с большими оборотами;
-
человек рассчитывает заключать официальные договоры в письменном виде и/или оформлять акты по оказанным услугам;
-
лица, с которыми планируется работать, просят заверять документы оттиском печати.
Кроме того, печать на официальной бумаге служит средством защиты от подделок. Она дополнительно удостоверяет подлинность документа, и этим придает больший вес его статусу.
В каких случаях стоит отказаться от применения печати
Самозанятому печать не нужна, если:
-
большинство его заказчиков физические лица;
-
человек собирается работать, предлагая покупателям только чек, сформированный через мобильное приложение «Мой налог»;
-
расчет делается на выполнение простых работ с невысокой стоимостью.
Заказать изготовление печати можно в любой момент, когда она действительно понадобится.
Что расположить на оттиске
Если самозанятый все же решит использовать печать, то можно рекомендовать включить в нее следующие реквизиты:
-
фамилию, имя, отчество;
-
ИНН физлица;
-
указание на то, что физлицо – плательщик налога на профессиональный доход.
Указывать наименование субъекта РФ, в котором прошла регистрация в качестве самозанятого, имеет смысл, если гражданин не планирует в будущем менять регион ведения деятельности.
Любые другие элементы остаются на усмотрение самого физлица.
Фактически печать не является обязательным атрибутом самозанятого. Требования к ее наличию в законодательстве отсутствуют, поэтому человек может сам определиться, стоит ли ему использовать печать в своей работе или нет.