Маркировка молочной продукции

06.05.2019
0
Команда СП

Маркировка продуктов питания в 2019 году должна начаться с молочных товаров. Пока – в порядке эксперимента. Однако, вскоре цифровое маркирование продуктов из молока Правительство собирается сделать обязательным.

Сейчас работает система «Меркурий», позволяющая выдавать электронные ветеринарные сертификаты и отслеживать передвижение сырого молока – от сырьевой стадии до получения готовой продукции. Но цифровая маркировка коснется уже переработанных молочных товаров, имеющих упаковку. С помощью специальных штрих-кодов государство собирается контролировать их перемещение от производителя до конечного потребителя.

Цифровая маркировка готовой молочной продукции 2019 года: проработка вопроса

Сегодня электронное чипирование готовых молочных продуктов не ведется – ни в обязательном, ни в добровольном режиме. Вопросы, связанные с введением экспериментальной маркировки, прорабатываются Правительством, и итоговый нормативный акт ожидается в течение мая. Поэтому пока существуют лишь предположения, как она будет работать.

Как уже отмечалось, сырое молоко, как и другие продукты животного происхождения, с июля 2018 года перемещаются под контролем системы «Меркурий» (ст.4 закона № 243-ФЗ от 13.07.2015, Приказ Минсельхоза РФ № 251 от 27.06.2018). К ней подключены все участники оборота данных товаров – производители, розничные магазины, кафе, пекарни, и т.д. Фермерские хозяйства или колхозы, после осмотра животных, получают ветеринарную сопроводительную документацию (сокращенно – ВСД) в электронном виде. Она шифруется в QR-коде, который распечатывается и передается переработчикам вместе с партией товара. По мере движения молока в системе «Меркурий» находится и гасится старая ВСД и оформляется новая.

Цифровая маркировка готовой молочной продукции (йогуртов, сметаны, пастеризованного молока и т.д.) до сих пор не проводится, так как бизнес и чиновники уже около года спорят, как именно она должна функционировать. Основных вопросов два:

  • о сроках ее введения (вначале в экспериментальном, а затем в обязательном режиме);

  • о выборе системы маркировки, которая будет применяться.

Когда будет введена маркировка продуктов из молока, пока неизвестно. В Перечне товаров, подлежащих обязательной маркировке, молочные товары отсутствуют (Распоряжение Правительства РФ № 792-р от 28.04.2018). Но в конце марта 2019 года в СМИ появилась информация, что глава Кабмина Д.Медведев полностью поддерживает сторонников чипирования «молочки», однако разные ведомства предлагают различные сроки запуска такой маркировки. В частности, Минсельхоз предлагает внедрять ее в несколько этапов:

  • с 1-го июля 2019 года начать маркировку сливочного масла, сливок, молока, творога и сыра;

  • с 1-го ноября 2019 года распространить обязательное маркирование на всю остальную молочную продукцию.

Минпромторг считает, что до конца текущего года нужно провести маркировку молочных товаров в экспериментальном режиме. Минэкономразвития и вовсе возражает против ее введения для производителей различных продуктов из молока. Ожидается, что принудительная маркировка молочной продукции с 2019 года (или более позднего срока) повлечет большие расходы, что неизбежно скажется на конечной цене товара.

По поводу системы маркировки молочных товаров также возникли разногласия, так как в отношении сырого молока и других продуктов животноводства сейчас применяется «Меркурий», а маркировка других товаров ведется через систему «Честный знак». В результате чиновники пришли к компромиссному решению: «Меркурий» будет и дальше контролировать поставку сырого молока до перерабатывающих компаний, а при помощи «Честного знака» станут маркировать каждую единицу готового продукта – пачку творога, молока и т.д. Маркировка отдельных товаров позволит отследить их путь от конвейера до прилавка, а затем – до момента покупки.

Зачем понадобилась маркировка молочной продукции

О введении обязательной маркировки готовых продуктов из молока чиновники активно заговорили после того, как выяснилось, что около четверти молочной продукции на российских прилавках – подделка.

Нанесение на каждую упаковку уникального штрих-кода (формата DataMatrix) позволит потребителям самостоятельно проверять легальность молочного продукта, срок его годности, производителя и прочую информацию. Для этого достаточно установить на телефон специальное мобильное приложение «Честный знак» и с его помощью сканировать штрих-коды.

Добросовестные производители в основном поддерживают эту идею, так как маркировка поможет потребителю делать выбор в пользу более качественных молочных товаров, но в то же время, это процесс, требующий от бизнеса весьма существенных затрат.

Оставить комментарий