Эксперимент по маркировке воды стартовал 1 апреля 2020 года и продлится 11 месяцев. Цифровыми кодами собираются помечать пластиковые и иные емкости, куда наливается жидкость. Как обычно, нововведения властей преследуют благие цели: не допустить на рынок фальсификат и проконтролировать продажу каждой единицы товара. Многие ли производители питьевой и минеральной воды захотят поучаствовать в эксперименте, покажет время. В условиях непростой экономической ситуации, сложившейся в России из-за коронавируса, бизнесу предстоит столкнуться с проблемами, среди которых маркировка продукции может оказаться не самой насущной.
Маркировка воды: суть эксперимента
Детали проведения пилотного проекта по чипированию тары с водой еще неизвестны. Начался эксперимент, но не сама маркировка. Его участники смогут приступить к маркированию бутылок или других емкостей после того, как будет подготовлена необходимая нормативная база. До 15 июля 2020 года Минпромторг РФ совместно с Минсельхозом РФ должны разработать и утвердить:
- методические рекомендации по проведению экспериментальной маркировки воды:
- план-график пилотного проекта;
- требования к используемой информационной системе и ее безопасности.
Пока принят «рамочный» документ, которым маркировка бутылок для воды (и прочих емкостей) была инициирована – Постановление Правительства РФ № 348 от 27.03.2020. Согласно этому документу, с 1 апреля 2020 года по 1 марта 2021 года маркировка проводится в качестве эксперимента, участие в котором является добровольным.
В Правительственном Постановлении № 348 дан Перечень упакованной воды, подлежащей идентификации в рамках эксперимента. Он краток, так как содержит отсылку к другому документу – Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕЭС, утвержденной Решением Совета ЕЭК № 54 от 16.07.2012 (ТН ВЭД). Под маркировку попадает упакованная вода без добавления сахара и подсластителей, указанная в ТН ВЭД под кодом 2201 (за исключением снега и льда):
- питьевая - газированная, негазированная;
- минеральная - природная, искусственная.
То есть, по условиям начавшегося эксперимента, производится маркировка минеральной воды и питьевой. Тары с морской или дистиллированной водой, а также с водой, содержащей сахар или иные добавки, в нем не участвуют.
Суть эксперимента состоит в нанесении на каждую упаковку с водой цифрового кода (стандарт DataMatrix), в котором зашифрована информация о единице товара: ее серийный номер, срок годности, производитель и т.д. Он будет считываться специальными устройствами на разных этапах следования упаковки с водой – от производителя к конечному покупателю. Проверка маркировки сделает это движение прозрачным и позволит убедиться в подлинности реализуемого продукта.
Читайте также: Обязательная маркировка – перечень товаров
Маркировка пластика для воды и других емкостей: участники эксперимента
В эксперименте по цифровой идентификации бутилированной воды принимают участие:
- оператор информационной системы «Честный Знак», позволяющей контролировать движение промаркированного товара - Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ);
- участники оборота упакованной минеральной и питьевой воды – производители, экспортеры, продавцы и т.д.;
- уполномоченные федеральные органы – Минпромторг, Минсельхоз, Минэкономразвития, Минприроды, Роспотребнадзор, Федеральная налоговая служба и другие органы государственной власти (их полный перечень указан в п.3 Постановления Правительства № 348).
Оператор информационной системы генерирует коды маркировки, а затем предоставляет их участникам оборота. Пока проводится эксперимент по маркировке минеральной воды и питьевой, это делается безвозмездно. Но когда маркировка данной категории товаров станет обязательной, коды придется выкупать по фиксированной цене – 0,5 рублей за каждую комбинацию (Постановление Правительства № 577 от 08.05.2019, п.1).
Особенности взимания платы определяются договором, заключенным между оператором и участником оборота маркированных товаров. На официальном сайте системы «Честный Знак» даны пояснения, что денежные средства за предоставленный код маркировки списываются после получения отчета о его нанесении.
Читайте также: Отмена ЕНВД и патента для маркированных товаров
Зачем нужен эксперимент по маркировке питьевой воды
Пилотный проект по маркированию упакованной воды неоднократно откладывался. Вначале эксперимент собирались начать в октябре 2019 года, потом срок его запуска перенесли на 1 января 2020 года, а затем передвинули еще на три месяца - до 1 апреля. В органах власти шла дискуссия о целесообразности кодирования данного вида продукции.
Экспериментальная маркировка минеральной воды 2020 – 2021 гг. позволит:
- протестировать возможности технологий по маркированию емкостей с водой;
- выяснить, достаточны ли они для борьбы с контрафактом и повышения собираемости налогов;
- оценить эффективность работы информационной системы, предложенной оператором;
- своевременно внести необходимые изменения в действующее законодательство.
Также участникам эксперимента предстоит оценить целесообразность введения обязательной цифровой маркировки в отношении упакованной минеральной и питьевой воды.