Что значит коэффициент-дефлятор на 2026-2027
Коэффициент-дефлятор - это показатель, при помощи которого «упрощенцы» производят расчет дохода на предмет возможности применения специального налогового режима, а региональные власти корректируют потенциальный годовой доход ИП по ПСН.
Значение влияния инфляции в экономике трудно переоценить. Учитывая это, Министерство экономического развития РФ по поручению Правительства производит пересчет показателей для установления справедливых величин в экономике. В налоговом законодательстве приведены некоторые цифровые значения, которые с течением времени нужно пересматривать.
С этой целью вводятся специальные значения, при помощи которых можно пересчитать базовые величины. Причем коэффициент-дефлятор не устанавливается как единая величина для всех видов налогов. К примеру, для УСН в 2026 году он равен 1,090, для ПСН – 1,253. Коэффициент-дефлятор НДФЛ на 2026 год составляет 2,842.
Коэффициент-дефлятор на 2026 год: приказ Минэкономразвития
С 2026 года действуют положения приказа Минэка РФ от 06.11.2025 № 734. В нем Министерство экономического развития установило новые значения пересчета некоторых показателей.
Как уже было указано выше, коэффициент-дефлятор на 2026 по упрощенной системе налогообложения (УСН) = 1,090, а коэффициент-дефлятор на 2026 год для ПСН = 1,253.
Это означает, в частности, что:
- Для перехода на УСН с 01.01.2027 года доходы организации за 9 месяцев 2026 года не должны превышать 367,875 млн руб. (337,5 млн руб. * 1,090).
- Чтобы сохранялось право на УСН в 2026 году, доходы налогоплательщика (ИП или юрлица) за отчетный (налоговый) период не должны превышать 490,5 млн руб. (450 млн руб. * 1,090).
- Применять в 2026 году пониженную ставку НДС 5 % можно, пока доходы с начала года не превысят 272,5 млн руб. (250 млн руб. * 1,090).
- Применять в 2026 году ставку НДС 7 % можно, пока доходы не превысят предел в 490,5 млн руб. (450 млн руб. * 1,090).
Коэффициент-дефлятор на 2027 год: проект
В соответствии с проектом Минэкономразвития, на 2027 год предполагается установление коэффициентов-дефляторов:
1. По УСН - в величине 1,153.
Это значит, что:
- для перехода на УСН с 01.01.2028 года доходы ИП или юрлица за 9 месяцев 2027 года не должны превышать 389,138 млн. руб. (337,5 млн руб. * 1,153);
- чтобы сохранилось право на УСН в 2027 году, доходы не должны превышать 518,85 млн руб. (450 млн руб. * 1,153);
- применять в 2027 году пониженную ставку НДС 5 % можно, пока доходы не превысят 288,25 млн руб. (250 млн руб. * 1,153), а ставку НДС 7 % – можно будет применять, пока доходы не достигнут величины 518,85 млн руб. (450 млн руб. * 1,153).
2. По ПСН - в величине 1,325.
Коэффициент применяется для индексации потенциально возможного дохода при расчете стоимости патента (подп. 6 п. 8 ст. 346.43 НК РФ).
Как рассчитать предельную величину доходов для применения УСН и потенциальный доход по ПСН
Чтобы рассчитать предельную величину доходов для применения УСН и потенциальный доход по ПСН, нужно учитывать значение коэффициента-дефлятора, установленного для каждого из спецрежимов. Приказ регулятора об установлении коэффициентов-дефляторов позволяет определить справедливую величину предельного дохода с учетом ежегодной инфляции.
Статья по теме: Лимиты по УСН на 2026 год Лимит УСН на 2026 отчетный год изменен. И коэффициент-дефлятор тут ни при чем, т.к. налоговики изменили базовый порог всех лимитов УСН. Рассмотрим, превышение каких показателей приведёт к слету с упрощенки. ПодробнееПосле утверждения значения коэффициента-дефлятора на определенный год для УСН проводится пересчет показателей:
- Максимальный доход налогоплательщика с 01 января по 30 сентября для перехода на УСН с января следующего года. Показатель применяют и пересчитывают только юридические лица. Подобная обязанность на предпринимателей не распространяется.
- Максимальный годовой доход налогоплательщика на «упрощенке», то есть предельный доход, при котором можно сохранить право на применение УСН.
Произведя несложные математические действия с использованием коэффициента-дефлятора на 2026 год для «упрощенки», можно рассчитать величину дохода, позволяющую применять упрощенную систему налогообложения в 2027 году. Как и, в свою очередь, зная показатели для 2027 года, можно определить лимиты для применения УСН в 2028 году.
Как организации и ИП перейти на ОСНО при утрате права на применение УСН, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.
Если на упрощенной системе налогообложения одним из основных критериев является доход налогоплательщика за отчетный (налоговый) период, то на ПСН – это возможный потенциальный годовой доход, который рассчитывается исходя из вида деятельности.
Пример 1.
Коэффициент-дефлятор по УСН на 2026 год = 1,090.
Максимальный доход за девять месяцев 2026 года для перехода на УСН с 1 января 2027 г. можно рассчитать, применив формулу:
Базовая величина × 1,090 = 337,5 млн руб. х 1,090 = 367,875 млн руб.
Максимальный доход за девять месяцев 2025 года для применения УСН с 2026 г. можно рассчитать, применив формулу:
Базовая величина × 1 = 337,5 млн руб. х 1 = 337,5 млн руб.
Максимальный доход за отчетный (налоговый) период по УСН в 2026 году, дающий право на применение УСН:
Базовая величина × 1,090 = 450 млн руб. × 1,090 = 490,5 млн руб.
Лимит остаточной стоимости ОС для применения УСН в 2026 году – 218 млн руб. (200 млн руб. х 1,090).
Пример 2.
Аналогичный расчет для 2027 года (на основе проекта приказа Минэкономразвития с коэффициентом 1,153).
Максимальный доход за девять месяцев 2027 года для перехода на УСН с 1 января 2028 г. можно рассчитать, применив формулу:
Базовая величина × 1,153 = 337,5 млн руб. × 1,153 = 389,138 млн руб.
Максимальный доход за девять месяцев 2026 года для применения УСН с 2027 г. можно рассчитать, применив формулу:
Базовая величина × 1,090 = 337,5 млн руб. × 1,090 = 367,875 млн руб. (согласно ст. 346.12 НК РФ, берется дефлятор года, предшествующего году перехода).
Максимальный доход за отчетный (налоговый) период по УСН в 2027 году, дающий право на применение УСН:
Базовая величина × 1,153 = 450 млн руб. × 1,153 = 518,85 млн руб.
Лимит остаточной стоимости ОС для применения УСН в 2027 году – 230,6 млн руб. (200 млн руб. × 1,153).
Что касается ПСН, то здесь ключевым показателем является возможный потенциальный годовой доход ИП. Право на установление данной величины дано властям субъектов РФ. Регионы руководствуются значением принятого по России коэффициента-дефлятора на 2026-2027 год для ПСН. Предпринимателям для получения информации о суммах потенциально возможного годового дохода по ПСН нужно найти информацию на сайте региональной администрации или сделать запрос в местное отделение ФНС.
Что бизнесу дает установление Приказом минэкономразвития коэффициента-дефлятора на 2026-2027
Установление Приказом минэкономразвития коэффициента-дефлятора на 2026-2027 годы дает бизнесу возможность применять упрощенную систему налогообложения. Для предпринимателей - плательщиков патента это не очень хорошая новость. Для них увеличится сумма патента, что сделает более существенной налоговую нагрузку.
Итоги
С 2026 года Минэкономразвития ввело новые коэффициенты-дефляторы. Также они предложены на 2027 год. Коэффициенты, в частности, коснутся налогоплательщиков, применяющих УСН и ПСН. Кроме того, увеличилась предельная величина доходов по упрощенной системе налогообложения. Региональные власти пересмотрят потенциально возможный годовой доход для налогоплательщиков на патенте.