Как оформить электронное медицинское свидетельство о смерти

16.09.2021
0
Команда СП

С 1 сентября 2021 г. вступил в силу Приказ Минздрава РФ от 15.04.2021 № 352н, которым были обновлены формы и порядок выдачи документов о смерти. Теперь медорганизации могут выдавать не только бумажное, но и электронное свидетельство о смерти. Как оформляется данный документ, расскажем в нашей статье.

Электронные свидетельства о смерти

В России смерть человека регистрируется в органах ЗАГС. Это необходимая процедура, без которой невозможно совершение многих юридических действий. Суть ее заключается в том, что медорганизация, фиксирующая смерть, оформляет и выдает родственникам или законному представителю умершего свидетельство о смерти, которое необходимо передать для регистрации в орган ЗАГС по последнему месту жительства умершего гражданина. Сведения вносят в Единый госреестр, и затем ЗАГСом выдается справка о смерти, которая, в частности, необходима родственникам для получения пособия на погребение, соцвыплат, а также не полученных умершим сумм его зарплаты или пенсии.

В июле по поручению премьер-министра РФ Минздрав и Минцифры начали модернизацию ЕГИСЗ (Единая государственная инфосистема в сфере здравоохранения), в результате которой в инфосистему теперь включаются реестры медицинских документов о фактах рождения и смерти. Медорганизации должны вносить эти сведения в систему напрямую — в электронном виде, соответственно, и свидетельства о рождении и смерти станут электронными. Внесенная в ЕГИСЗ информация поступает в Единый госреестр ЗАГС, а затем на ее основе Росстат собирает статистические данные о рождаемости и смертности в стране.

Электронные медсвидетельства о смерти выдаются с 1 сентября 2021 г. на всей территории РФ, но при этом сохранена и возможность получения бумажного документа. Для выдачи электронного свидетельства необходимо согласие на это его получателя.

Как получить свидетельство о смерти в электронном виде

Правила выдачи медсвидетельств о смерти (форма № 106/у), действующие с 1 сентября, утверждены Приказом Минздрава № 352н от 15.04.2021 (Приложение № 2).

Документ в течение суток с момента установления причины смерти выдается медорганизацией супругам или близким родственникам умершего (родителям/усыновителям, детям, в т.ч. усыновленным, родным братьям/сестрам, бабушкам/дедушкам, внукам). При их отсутствии свидетельство по требованию могут получить иные родственники, законные представители, а также правоохранительные органы.
Перед тем, как оформить электронное медицинское свидетельство о смерти, получатель должен дать свое согласие на цифровой формат документа. Согласие оформляется либо на бумаге за подписью получателя и медработника, либо в электронной форме через ЕГИСЗ с использованием ЭЦП получателя и работника медорганизации.

Электронное свидетельство должно соответствовать установленному формату. Оформить такой документ может только медработник, сведения о котором (а также о медорганизации, в которой он работает) внесены в федеральный регистр. Подписывает свидетельство руководитель медорганизации – для этого применяется УКЭП (усиленная квалифицированная электронная подпись).

Свидетельство о смерти в электронном формате не требует посещения медорганизации – оно выдается путем его направления в «Личный кабинет» получателя на портале Госуслуг. Дополнительно в «Личный кабинет» тем же днем направляется уведомление о выдаче медсвидетельства. В органы ЗАГС электронный документ поступит автоматически, т.е. самому получателю для регистрации факта смерти приходить в ЗАГС не нужно, обращение в этот орган потребуется лишь для получения справки о смерти.

Получатель электронного медсвидетельства о смерти вправе дополнительно запросить бумажную копию документа. Руководитель медорганизации должен удостоверить соответствие копии электронному оригиналу своей подписью и печатью (при наличии).

Нужно учесть, что при формировании электронного свидетельства о смерти в систему вносят следующие данные о его получателе:

  • сведения о документе, удостоверяющем личность;
  • СНИЛС (если номер неизвестен, он запрашивается медорганизацией в ПФР).

Сведения о СНИЛС необходимы медорганизации, чтобы направить оформленное электронное медицинское свидетельство о смерти в «Личный кабинет» получателя на портале Госуслуг. Если СНИЛС получателя не выяснен и после запроса в ПФР, его уведомляют об этом по телефону или электронной почте, а затем в течение суток выдают медсвидетельство о смерти, оформленное на бумаге.

Читайте также: Материальная помощь в связи со смертью родственника

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Оставить комментарий